КАК ТАМЕРЛАН ФАШИСТАМ «УРОКИ ДАВАЛ»

В одном из коротких фильмов о Великой Отечественной войне услышал рассказ Героя Советского Союза, летчикаштурмовика Григория Максимовича Рябушко о необычном общении наших воздушных асов с десятком пленных фашистов.

– Немцы увидели наши Ил-2, – вспоминал он, – уперлись и ни в какую не хотят дальше идти. А когда встретили летчиков, стали кричать, падать на землю, рыдать – просили не убивать. Лица их перекосило от ужаса. Едва успокоили: «Мы летчики, а не расстрельная команда».

Выяснилось, что геббельсовские пропагандисты внушили фашистам, что русские, летающие на штурмовиках, – это смертники, которым терять нечего. Мол, этих головорезов и садистов русские не расстреливали, а приговаривали летать на штурмовиках. Этим палачам-де своей жизни не жаль, только была бы возможность кого-то убить. Потому они и летают прямо по головам, несмотря на плотный огонь немецкой зенитной артиллерии. А в перерывах между полетами, чтобы эти сволочи не разбежались и опять не учинили какое-то зверство, им немцев для расстрела приводят. Так сказать, душу отвести и удовольствие получить.

Об одном из летчиков-штурмовиков, родившихся в нашем регионе, я в этом году уже писал. Павел Шаров из села Созоново окончил Тюменский сельхозтехникум, но любовь к авиации, «просторному небу» станет главной в его жизни, и работать по специальности ему будет уже не суждено.

За 115 боевых вылетов Герой Советского Союза Павел Степанович Шаров уничтожил 900 солдат и офицеров противника, 15 танков, 124 автомашины с грузами, 12 вагонов, паровоз, 5 складов с боеприпасами, 3 – с горюче-смазочными материалами, самолет-истребитель «Хейнкель-126», подавил 70 точек зенитной артиллерии и пулеметов, 37 полевых орудий…

Мне доводилось встречаться с другим Героем Советского Союза, боевым летчиком-штурмовиком Тамерланом Каримовичем Ишмухамедовым. С того давнего времени врезались в память его слова: «Когда я вылетал на задание, фашисты, бывало, предупреждали своих: «Ахтунг! Ахтунг! В небе Тамерлан!». Тогда, по причине недостатка опыта и знаний, не спросил у него: немцы сообщали о его вылете лишь летчикам или еще и наземным группировкам. Ведь угрозу он представлял и тем, и другим. Всего за войну на его счету до 400 уничтоженных фашистов и 162 офицера, 67 противотанковых самоходных батарей и зенитных орудий, 22 танка, 6 катеров, 15 самолетов противника. И никакой он не садист, а бывший школьный учитель.

Родился Тамерлан Ишмухамедов 101 год назад в деревне Осиновой Ялуторовского уезда в семье сибирских крестьян. После семилетки продолжил учебу в Свердловском педагогическом техникуме, затем преподавал в Осиновской школе колхозной молодежи Ялуторовского района. После призыва в Красную Армию окончил в 1940 году Первую Чкаловскую военную авиационную школу пилотов (ныне Оренбургское высшее военное авиационное училище летчиков им. И.С. Полбина). Так осуществилась его детская мечта.

– Ты, Тамерлан, мечтаешь стать летчиком, – говорил ему в начальной школе учитель Ахмет Галиуллович Шабиков. – Я верю, ты будешь им. Надо только смело идти к своей цели.

В конце тридцатых на Западе уже собирались тучи войны. В Испании поднял голову фашизм. Как и многие товарищи по училищу, Тамерлан не раз подавал рапорт с просьбой направить его туда добровольцем. Не судьба. Впрочем, в те годы он и не предполагал, что его бои с фашистами не за горами.

А пока Тамерлан усердно осваивал летное мастерство, и только в феврале 1942-го был направлен на фронт.

Летчиков-штурмовиков на Ил-2 готовили кропотливо. Для штурмана в самолете места не было. И летчику, кроме пилотирования тяжелой машины, необходимо было приобрести навыки безошибочного ориентирования по картам на местности, при том осуществлять точное бомбометание, стрелять из пушек и пулемета, вести разведку дислокации врага и техники с фотографированием… Надо было быть хорошо подготовленным и очень грамотным универсалом. Эти «садисты» (по мнению гитлеровской пропаганды) в основном имели неплохое образование и были интеллигентными людьми.

После кропотливой самостоятельной подготовки (изучения района боевых действий и боевых средств противника, тренировок в пользовании радиооборудованием, мысленном выполнении полета по приборам и т.д.) воевал Ишмухамедов расчетливо и смело. Прорывался сквозь огонь вражеской зенитной артиллерии, уничтожая фашистов и их технику. Щедро делился опытом с боевыми товарищами. В звании старшего лейтенанта и должности заместителя командира авиаэскадрильи 43-го гвардейского Волковысского штурмового авиационного Краснознаменного полка отважный Тамерлан Ишмухамедов участвовал в боях за Родину на Кавказе и Кубани, в Крыму, Белоруссии, Польше, Восточной Пруссии. Был участником Штеттинской операции, уничтожал врага в пригородах Берлина. Ил-2 – один из самых грозных тяжелых самолетов советской эпохи. Он был не совсем быстрым охотником, но вполне оправдывал прозвище «мясник». Его строили для ликвидации наземных целей при бомбометании. Немцы его еще называли «бетонным самолетом», потому что экипаж находился как бы в бронированной стальной ванне и мог даже пережить удары 20-миллиметровой авиационной пушки. Одним словом, «летающий танк». Заднюю полусферу самолета защищал стрелок, которому нередко удавалось сбивать вражеские истребители. Тем не менее в «летающем танке» Тамерлан Каримович получил три ранения.

Вот что рассказывал воздушный стрелок Георгий Афанасьевич Литвин о боевых полетах с Ишмухамедовым: «Утром 1 ноября 1943 года стало известно, что холодной штурмовой ночью, погрузившись на сто судов различных типов, шестью отрядами наши десантники должны были форсировать Керченский пролив в самой широкой его части, превышающей 16 километров, и высадиться у рыбачьего поселка Эльтиген, южнее Керчи. Артиллерию буксировали на плотах, но они, заливаемые волнами, начали тонуть, и пришлось обрубать тросы. Каждое мгновение кораблям грозили гибелью сорванные с якорей и незаметные в темноте вражеские морские мины. Многие легкие мотоботы и бронекатера были выброшены на берег в разных местах побережья, другие суда, поврежденные огнем, потеряли управление и затонули…

На крымскую землю ступили всего около двух с половиной тысяч десантников, остальные погибли или были вынуждены вернуться на базу. В целом командование 18-й армии к утру точных сведений о положении десанта в Крыму не имело.

Утром и днем 1 ноября летчики наблюдали, что враг пытается сбросить десант в море. На помощь ему пришла авиация. Шестерку Ил-2 на Эльтиген вновь повел Тамерлан Ишмухамедов. Я – снова с ним. Вот и Керченский пролив. Внизу коса Тузла, а далее, весь в огне и дыму, Эльтиген. По мелким судам, прорывающимся по штормовому проливу к берегу, стреляет вражеская артиллерия. Летим со снижением в плотной низкой облачности. Выскочив к материку, открываем огонь по атакующей пехоте противника. Хорошо видны идущие от Керчи вражеские резервы. Тамерлан ведет группу на танки и командует:

– Бомбы сбрасывать на танки, потом штурмовать пехоту!

После бомбометания наблюдаем костры – три танка горят. Снижаемся, расстреливаем пехоту. Еще заход! Мы уже так низко, что видно, как, сбрасывая на бегу бушлаты, идут в атаку моряки». По словам Георгия Афанасьевича, другие авиаподразделения и экипажи Ил-2, ведомые Ишмухамедовым, до зимы сохранили жизни тысячам десантников и помогли новым отрядам овладеть Керченским полуостровом. И это при том, что немецкими истребителями там командовал один из любимцев Гитлера капитан Герд Бакгорн, считавшийся в люфтваффе асом № 2.

... В марте 1945 года наш прославленный летчик бомбит вражескую переправу, в упор расстреливает транспорт и живую силу врага на магистралях. В апреле южнее Штеттина гитлеровцы перешли в контратаку.

Надо было поддержать наши наземные войска, но погода стояла нелетная. Попытки нескольких эскадрилий пробиться к цели успехом не увенчались. Однако Тамерлан сумел-таки выйти со своей группой в назначенный район и уничтожить три противотанковых орудия, самоходку и до сорока гитлеровцев. Контратака врага была опрокинута, а через несколько дней сибиряк уже бомбил пригороды Берлина.

Грудь отважного летчика, удостоенного звания Героя Советского Союза, украсили орден Ленина, два ордена Красного Знамени, Отечественной войны I степени, Красной Звезды и медали.

– Моя мечта исполнилась, – говорил он на встречах с тюменскими школьниками. – Я стал летать. Но для этого потребовались долгие годы учебы и неимоверное упорство. Может быть, желание стать мастером своего дела и помогло мне сохранить жизнь в суровые годы войны. А вам, ребята, желаю никогда не знать, что такое война.

В Тюмени на здании дома по улице Республики, 133, где жил Тамерлан Каримович, установлена мемориальная доска. На малой родине Героя в деревне Осиновой есть улица Ишмухамедова. В селе Памятное Ялуторовского района в сквере Памяти и Воинской Славы установлены стелы Героям Советского Союза, в том числе и Тамерлану Ишмухамедову.

Общественная палата Тюменской области в 2018 году включала его имя в списки «Великие имена России» по присвоению имени известного деятеля аэропорту «Рощино».

НА СНИМКАХ: Тамерлан Ишмухамедов и его Ил-2.

Валерий ИКСАНОВ /фото из открытых источников/

 


46876