АПК
В этом сезоне засуха спутала планы многим хлеборобам области. Закладывали средства на продуктивность полей повыше прошлогодней, а получили в среднем по региону всего 21 центнер с гектара (после подработки зерна этот итог «усохнет» до непривычно скромного). Но это в среднем по региону. А если пройтись по хозяйствам? В Заводоуковском городском округе ООО «Согласие» собрало по 30 ц/га, а их соседи – лишь по 19. Причины недобора урожая, разумеется, могут быть разными. Однако мы не можем исключать и такой фактор, как недостаток влаги в почве.
Сегодня на эту тему наш обозреватель беседует с внештатным экспертом по вопросам сельского хозяйства «ТП» кандидатом сельхознаук Владимиром Поминовым. После окончания Тюменского сельхозинститута Владимир Андреевич работал в ряде хозяйств в качестве главного агронома. Организовывал сельхозпроизводство, будучи инструктором обкома КПСС, а затем первым заместителем директора департамента АПК; руководил пятью дочерними предприятиями по зернопроизводству Боровской птицефабрики, с общей посевной площадью 56 тыс га. Так что опыт у него богатый.
– Владимир Андреевич, по ряду сообщений ученыхклиматологов и метеорологов, мы входим в засушливое десятилетие, и, стало быть, заявленная нами тема, как никогда, актуальна.
– Многие из тюменцев, наверное, видели на полях иссушенную кукурузу желтого цвета, как будто по ней прошлись заморозки. Растению элементарно не хватило влаги. Хотя по технологии было сделано все. Некоторые «царицу полей» даже боронили по всходам. Поначалу она выглядела неплохо, а потом случилась месячная засуха. Она же повлияла на качество и урожайность зерновых и зернобобовых культур. В нашей истории такое явление не часто, но встречалось. Например, в 1965 году засуха сильно прошлась по Западной Сибири, Поволжью и Казахстану. И тогда наш прославленный дважды Герой Соцтруда Терентий Семенович Мальцев применил свою безотвальную обработку и доказал, что с засухой можно бороться. Помимо мальцевской лапыкультиватора, современное человечество создало для этого уже немало других орудий.
– По-моему, сегодня для получения достойной урожайности земледельцы должны расширить ряд главных факторов: семена, влага, питание.
– Мы забыли о четвертой задаче – как обработать почву, чтобы накопить и сохранить влагу. Начинать надо не весной, а с того момента, когда убрали урожай. Я сторонник того, что выровненная осенняя зябь накапливает влаги почти в два раза больше. Убедился в этом, работая в хозяйстве под названием «Возрождение» (до образования общества с ограниченной ответственностью колхоз «Память Калинина» Заводоуковского района). Тогда мы боронили осеннюю зябь в четыре следа. Хозяйство имело 3,5 тыс га зерновых и 1,5 тыс кормовых культур. С течением времени урожаи у нас стали выше 40 ц/га и даже более 50. Правда, была другая технология – перекрестно-диагональная, в народе еще называемая «сеять в крест», при которой растения располагаются равномерно, получая больше света. Сегодня при общепринятой норме высева 7,5-8 млн семян на одном гектаре в строчку на погонном метре загоняют 80 зерен. При вегетации они угнетают друг друга, мешают друг другу расти.
– Про осеннее боронование в два следа мне приходилось слышать, но аграрии жаловались на то, что весной не могут заехать на такие поля изза их переувлажненности.
– Да, из-за этого посевную мы начинали на 2-3 дня позднее, но зато у нас было предостаточно влаги. Знаменитый земледелец, Герой Соцтруда Веденей Иванович Архипов приводил весьма полезные факты по Заводоуковскому району: 175 миллиметров влаги в метровом слое земли при хороших семенах, обработке и других технологических операциях гарантируют урожайность в 30 ц/ га. Если хочешь получить больше, должен накопить хотя бы 215 мм в метровом слое. А коли агрономическая служба хозяйства не знает, каков запас влаги на полях, то невозможно спрогнозировать и результат на перспективу. Растениеводы должны знать, какое у них поле, сырое или сухое, какой запас влаги осенью и весной. Если они 2-3 года будут этим заниматься, применяя севообороты, то получат ясную и понятную картину влагообеспеченности и хорошо прогнозируемые урожаи. Вполне возможно, что какие-то поля не надо будет боронить. Кстати, если вы бороните осенью, весной можно пройти пашню всего в один след.
– Осенью механизаторы сетуют, что комковая зябь почти не боронится.
– Пусть дождутся дождей: они разобьют комочки. Для хороших результатов нужна хорошо выровненная, замульчированная почва. Именно она набирает столько влаги (и не дает ей улетучиваться), сколько сможет, – в том числе из нижнего слоя.
– Нижний слой?
– Есть такая проблема, которая нечаянно пришла в Западную Сибирь – произошел разрыв по содержанию влаги в метровом слое земли. Верхний почвенный слой содержит влагу, далее в 20–25 сантиметров идет сухой, следом опять влажный. И получилось, что влага из нижнего слоя не может подняться наверх. А это потому, что стали пахать только на одном уровне – 20-22 сантиметра. Предплужная подошва настолько уплотнилась, что не пускает нижнюю влагу. Необходимо глубоким рыхлением порвать уплотнение. Помню, в 80-90 годы, если ты поборонил вечером, то утром можно было увидеть, что поле стоит мокрое. Вот к чему мы должны вернуться на тюменской пашне. Работа по разрушению предплужной подошвы, разумеется, продлится не один год.
– Вы посещаете немало сельхозпредприятий области, интересуетесь ли у агрономических служб содержанием влаги на полях?
– Примерно у десятой части агрономов спрашивал – никто точно не сказал. Мямлят про 150 мм в метровом слое – вроде кто-то им такое назвал. Взятие проб – процесс трудоемкий. В нем мог бы принять участие наш Аграрный университет Северного Зауралья или еще какая-то структура. Надо научить агрономические службы самим определять содержание влаги. Можно по-простому, так сказать, «по-деревенски»: высушить земельку в микроволновке и взвешивать. Но лучше это делать по научной схеме.
Департамент АПК мог бы после уборки и перед посевной запросить у сельхозпроизводителей такие сведения. Агрономам из департамента, наверное, тоже было бы интересно посмотреть, после какой обработки (отвальная и безотвальная, поверхностная дисковыми боронами, применение плоскорезов и чизельных плугов) в земле остается больше влаги. И впоследствии дать рекомендации по сельскохозяйственным зонам.
– Как вы относитесь к применению чизельно-дискового агрегата отечественного производства, созданного по программе импортозамещения?
– Сейчас в нашей области проводятся демонстрационные показы этого изделия. Советую к нему присмотреться. По моему мнению, этот агрегат способен решить проблему сохранения влаги. За один проход он выполняет четыре операции. Дисковая борона, отрегулированная на глубину от 8 до 12 сантиметров, рубит стерню и перемешивает ее с почвой. Затем идет ряд из 18 чизельных плугов с шириной захвата пять метров. Чизель обрабатывает землю без оборота и не оставляет никаких щелей, потому как имеет узенькую стойку. Его можно заглубить до 30 сантиметров для разрушения предплужной подошвы. Следом за плугами специальные диски с обратным вращением вычесывают из почвы корневую систему, которую дисковые борона подрезала, а плуг повытаскивал из земли, и укладывают пожнивные остатки и сорняки на поверхности, создавая дополнительную травяную мульчу. Затем эффективно прикатывают землю оригинальной конструкции катки. В итоге мы имеем выровненное поле. И запас влаги будет достаточный для того, чтобы получать высокие урожаи без ссылки на неблагоприятные погодные условия.
– Наши сельхозпроизводители не сразу смогут приобрести этот универсальный агрегат. А что бы вы посоветовали им на ближайший сезон?
– Во-первых, не полагаться на каточки в импортных и отечественных посевных комплексах. Применение более эффективных кольчато-шпоровых катков старого образца, работающих под собственным весом, дает возможность сохранить влагу после посева. Во-вторых, каждый агроном все же должен ставить у себя какие-то опыты. Попросил бы их обратить внимание на изыскания ученых аграрного университета.
Во время фазы кущения и выхода в трубку пшеницы там на одном квадратном метре просто полили ее (распылили) одним стаканом воды. И получили после этого добавку в переводе на гектар в 4-5 центнеров. Понятно, что это был опыт на небольшом участке. Пожалуйста, заложите свой опыт. Можно 200 литров вылить на гектар, можно 300 – как угодно.
К сожалению, плохо еще наши земледельцы работают с сидератами. Почему бы их не посеять на парах. Органика – тоже путь к накоплению влаги. Можно получать на тюменских полях большие урожаи, но для этого агрономическим службам нужно пораскинуть мозгами.
НА СНИМКЕ: влагообеспеченность – залог высоких урожаев.
Валерий ИКСАНОВ /фото автора/