ЭКОНОМИКА
ТЮМЕНСКИЙ НЕФТЕГАЗОВЫЙ ФОРУМ-2020 НАЧАЛСЯ С ЭКСПРЕСС-АНАЛИЗОВ НА COVID-19
Накануне открытия организаторы провели тестовый просмотр выставочных стендов. Приехавшие участники регистрировались и получали свои бейджи, в которые сразу зашивались данные анализа на COVID-19.
Сделать анализ оказалось несложно, процедура сдачи крови занимала пару минут. Результаты – уже через пятнадцать минут! Оборудование − последний писк медицинской моды, во всяком случае, мне еще не приходилось видеть ни столь миниатюрных инструментов для прокола кожи на пальце, ни таких пробирок.
Правда, удовольствие стоило полторы тысячи рублей, что возмутило некоторых участников, особенно представителей малого бизнеса. Они в сердцах выговаривали находящимся за регистрационной стойкой и направлявшим их на анализ девушкам: «Малый бизнес и так загибается, все норовят его ограбить! Или бесплатный анализ, или жалоба!».
Для журналистов приобщение к чудесам отечественной медицины оказалось бесплатным: пару-тройку дней назад на этот счет состоялся разговор, точнее, ненавязчивое пожелание, завершившееся положительным результатом. Но это так, не относящееся к главной теме вступление. А по существу следующее. Заместитель губернатора Андрей Пантелеев и генеральный директор Агентства развития научнообразовательных проектов Антон Машуков провели ознакомительную экскурсию.
− Интерес к форуму очень высокий, − рассказывал Пантелеев. − Это связано с тем, что за последние месяцы на территории страны не проводилось мероприятий подобного рода. На форуме будут подниматься вопросы будущего отрасли, в ситуации «идеального шторма».
Суть «идеального шторма» заключается в том, что проблемы, стоящие перед отраслями, назрели, но в нынешних условиях у России появляется шанс потеснить конкурентов. Наглядный пример – прорыв в медицине.
Прорыв произошел и в применении IT технологий: все эти многочисленные видеоконференции, в пучину которых погрузилась Россия полгода назад, уж точно бы не случились, не будь COVID-19.
Тюменский нефтегазовый форум – не исключение. Зарегистрированных участников – более четырех тысяч. Это вполне приличное число легко удваивается и чуть ли не утраивается в режиме видеоконференций: за работой форума, по ощущениям организаторов, будут наблюдать порядка десяти тысяч. Причем это будут не какие-то там далекие от реального производства завсегдатаи соцсетей, а профильные специалисты.
Правда, количество участников панельных сессий сокращено с 500 до 300 человек. Зато выставочная площадь увеличена − с 1300 до 2000 квадратных метров. Всё это, по уверениям организаторов, позволит обеспечить безопасность проходов и соблюдение максимальной дистанции.
Организация была на уровне, но дистанцию все-таки не нарушали, да и не было в ней особой необходимости, поскольку в бейдже каждого участника, как уже сказано выше, был зашит анализ на COVID, автоматически проверявшийся у входного турникета.
Утро первого дня форума началось, простите за тавтологию, с технологического дня ПАО «Газпром нефть». Модератором выступил директор программ технологического развития ООО «Газпромнефть НТЦ» Иван Грехов. Дискуссия крутилась вокруг безлюдных технологий, сводящих к минимуму человеческий фактор:
− В течение всего дня будет показано, что компания делает в области технологического менеджмента и конкретных проектов, − гремел с монитора приветственным словом генеральный директор ООО Газпромнефть НТЦ Алексей Вашкевич. − Неоднократно мы заявляли, что компания «Газпром нефть» в технологическом развитии выбрала вектор открытости и коллаборации, и чем дальше развиваемся в этом направлении, тем больше убеждаемся в правильности этого выбора. Все сложные направления в области трудноизвлекаемых запасов мы структурируем через партнёрства. Было, например, создано партнёрство с «Зарубежнефтью» по освоению Саудовских месторождений. Это и взаимодействие с ЛУКОЙЛом, Татнефтью, другими компаниями. В последнее время мы делаем большой фокус на настройку внутренних процессов. «Газпром нефть» − это единая компания, но на самом деле это сложный организм с точки зрения подразделений, зон ответственности. Настройка этого организма в области технологичного менеджмента состоит в следующем: как сделать так, чтобы заказчик понимал ценность, которую до него пытаются донести, как настроить модель таким образом, чтобы от начала до конца все балансы сил находились в равновесии. Все это достаточно сложные процессы. Мы совместно с Тюменской областью участвуем в создании нефтепромышленного кластера, сегодня будет первая попытка пообсуждать дальнейшие планы и поставить цели. Задача амбициозная, в сегодняшней непростой ситуации она только набирает обороты. Эта коллаборация позволит сделать большой прорыв в отрасли.
− Компания уделяет огромное влияние внутренним процессам, – уже вживую подхватил начальник департамента программ повышения эффективности бизнеса дирекции по добыче ПАО «Газпромнефть» Александр Ситников. − Мы задаём тренд и основу для изменения тех людей, которые нас окружают во всей отрасли. Сегодня покажем, что мы делаем, как трансформируемся, чтобы было понятно, как мы относимся к технологическим рычагам, эти элементы повысят ценность и эффективность дела. Два года назад мы масштабно запустили проект цифровой трансформации. После выступления Владимира Владимировича Путина для многих триггером стала цифра, и все заговорили о цифровой трансформации. Был большой риск, что мы займемся какими-то локальными улучшениями, которые приведут к созданию интересных цифровых инструментов, но это не приведёт к масштабным изменениям. Всего в основу трансформации было заложено 5 принципов: движение от бизнес-задач, постепенное изменение, взаимодействие функций, цифровизация как инструмент, закрепление изменений в бизнес-планах. Была разработана масштабная программа изменений: детализация новой процессной модели на основе принципа «конвейера», разработка и внедрение новых цифровых инструментов и платформ. Наша цель − направление максимального числа потенциальных лидеров для работы в продуктовых командах. В настоящее время на 6 продуктах и 22 пилотах задействовано 600 сотрудников.
Наблюдая за происходящим, я испытал довольно странное ощущение. С одной стороны, вся эта цифровизация – очень даже удобная вещь: попробуй-ка испиши ручкой громадье страниц, которые потом перепечатываются на машинке. С другой стороны, вспомнилась молодость, когда начальник лаборатории торжественно нес наверх массивный бумажный отчет, и это было праздником.
О цифровых трансформациях говорили и во второй половине дня, когда генеральный директор «Государственной комиссии по запасам полезных ископаемых» (ГКЗ) Игорь Шпуров проводил выездное заседание экспертнотехнического совета: «Парк технологий – драйвер нефтегазовой экономики будущего». Мероприятие проводилось под броским, можно сказать, журналистским названием «Точка кипения».
Зальчик был небольшой, мест на двадцать, со стульями и двумя небольшими диванами. Обстановка домашняя, располагающая к детальному обсуждению. Разумеется, там тоже присутствовал внушительных размеров монитор, из него московский начальник приветствовал генерального директора ГКЗ Игоря Шпурова и участников.
С монитора же читались и некоторые доклады. Судя по выступлениям соискателей, стремящихся со своими разработками попасть в парк, наши нефегазовые компании о новейших отечественных технологиях «или не знают, или им не доверяют».
Замысел генерального директора ГКЗ Игоря Шпурова состоял в том, чтобы собрать в парк новые технологии, обернуть их в цифровую организационную оболочку – тогда разработчики точно не потеряются, а технологии в случае надобности окажутся под рукой.
Имея подобный инструментарий (в духе новых президентских и правительственных веяний), можно попытаться достучаться даже до Минфина.
Программный директор TNF, гендиректор Агентства развития научно-образовательных проектов Антон Машуков на Минфин, понятно, не замахивался. Он объяснял накануне форума, что результатом многочисленных обсуждений и встреч станет взаимовыгодное сотрудничество: нефтегазовые компании получат готовые кейсы и протоколы технических советов, а стартапы – возможность презентовать идеи и выйти на новый рынок.
Презентовать… Уже презентовали. А что касается рынка – поживем, увидим.
Сергей ШИЛЬНИКОВ /фото из открытых источников/