«ТЮМЕНЬ ПЕРВЕЙШИМ СИБИРСКИМ ГОРОДОМ ПОЧИТАТЬ ДОЛЖНО…»

ИСТОРИИ СТРОКИ

В сентябре 1770 года, 250 лет тому назад, в Тюмень прибыл ученый из Петербургской академии наук Иван Лепёхин. Это первый крупный русский исследователь лекарственных растений России. Город на Туре произвел на столичного гостя приятное впечатление, а путешествие по просторам Сибири позволило ему получить немало ценных сведений.

«УМА БЫЛ БЫСТРОГО…»

Иван Иванович Лепёхин родился 10 (21) сентября 1740 года в Санкт-Петербурге. Отец его был солдатом лейб-гвардии Семеновского полка. Это обстоятельство сыграло в судьбе мальчика счастливую роль.

Напомним, что Семеновский полк был создан при непосредственном руководстве царя Петра I, служить в нем было почетно. Солдаты и офицеры отличались смелостью, что показала битва под Нарвой. Но одной из основных функций Семеновского полка была охрана первых лиц государства, важных государственных и военных объектов.

Солдатский сын Ваня Лепехин с малолетства проявлял любознательность, жадность к знаниям. Он отлично учился в Архангельской гимназии. У родителя сомнений не было, что Ване следует жизнь связать со служением Отечеству на научном поприще, чтобы польза от его пытливого ума была немалая.

По прошению отца указом Сената Иван Лепехин был определен в Академическую гимназию («десианс-академию в ученики»). В указе отмечалось: «От роду ему десять лет, не из дворян, солдатский сын, грамоте российской и писать обучен…». В этом учебном заведении Лепехин «показал в науках успехи», и был произведен в студенты при Академии. Учился он у знаменитого М.В. Ломоносова. Но через два года подал в канцелярию Академии прошение, которое профессорами было рассмотрено самым внимательным образом. Студент Лепехин писал, что «чувствовал в себе издавна особливую склонность к натуральной истории, но за неимением в здешней Академии наук такого профессора», он «занимался химиею, ведая, что она к будущему моему лучшему в оной успеху не токмо много способствует…». Лепехин просил «послать его, нижайшего, в иностранное училище, в какое канцелярия Академии наук позволит».

Выбор пал на Страсбургский университет, который пользовался громкой известностью, грызть гранит науки туда ехали слушатели из всех стран Европы. В подмогу Лепехину направили переводчика, у которого тоже была цель окончить в Страсбурге свое образование, и поехал вместе с юношами адъюнкт (аспирант) Академии.

Наш герой слушал курсы химии, ботаники, физики, медицинские науки, физиологию, анатомию, патологию и другие науки. Он самостоятельно изучал французский язык, дабы беспрепятственно за границей изъясняться, учился рисованию, кроме того, собирал гербарий, составлял коллекцию насекомых, занимался в госпиталях как лаборант. О своих занятиях в университете Лепехин аккуратно представлял доношения в Академию. Вел переписку с академиком Ломоносовым. После окончания университета наш герой получил степень доктора медицины, вернулся в Россию.

Михаил Васильевич Ломоносов предназначал Лепехина к занятию кафедры ботаники в Петербургской академии наук. В журнале комиссии Академии в октябре 1767 года появилась запись: чтобы «профессорам Гмелину и Палласу его, Лепехина, приличным и вежливым образом освидетельствовать, сколь далеки успехи его в ботанике и истории натуральной, и о сем комиссию письменно уведомить».

Профессоры поручили ему сделать описания натуральных вещей из кунсткамеры, для чего выбрали банки с диковинными животными, птицами, а также «таинственными» травами. Токмо ученый человек мог разобрать, что это есть и как сие называется. Описания, которые сделал Иван Лепехиным, были безошибочны, и его единогласно избрали адъюнктом Академии наук.

В ПУТЬ-ДОРОГУ ДАЛЬНЮЮ!

Россия в ту пору вела исследования своих бескрайних территорий. Экспедиции снаряжались из числа ученых Академии, чтобы разведать природные богатства и пути возможностей их использования, изучить народы там живущие, их быт и культуру.

Молодого адъюнкта Лепехина назначили руководителем одной из академических экспедиций 1768–1773 годов. Его отряд проделал путь от Финского залива до Каспийского моря, оттуда до Оренбурга, затем – на Урал, в Сибирь. В Тюмень Иван Иванович прибыл в сентябре 1770 года и прожил по май 1771-го. Далее путешественник направился на запад до города Вятки, потом на север – к Белому морю.

Во время путешествия собрал громадный материал и, возвратившись в Санкт-Петербург, занялся его обработкой, кроме того, написал большое число научных работ по ботанике, зоологии. Изпод его пера вышла популярная книга «Дневные записки доктора и Академии наук адъюнкта Ивана Лепёхина по разным провинциям Российского государства в 1768 и 1769 годах», затем последовало «Продолжение дневных записок...» и другие сочинения.

Экспедиции, в которых участвовал Лепёхин, составили эпоху в истории не только русской, но и мировой географической науки, а его труд «Записки…» стал одним из крупнейших произведений русской научной мысли XYIII века.

«ПРЕЖДЕ МЕСТО СИЕ НАЗЫВАЛОСЬ ЧИНГИ»

Однако нам любопытно, что г-н ученый поведал о Тюмени. Кстати, во время экспедиции в 1771 году Лепехин был произведен в академики.

Приведу лишь некоторые цитаты книги «Продолжение записок….»: «Город Тюмень, в котором мы препроводили зиму, первейшим сибирским городом почитать должно; ибо Ермак Тимофеевич, по вторичном походе на Сибирь, будучи снабжен всем потребным от Максима Строганова, другое свое зимовье имел в Тюмени, и на сем привольном месте всеми потребностями к дальнейшему походу заготовился. Но как по смерти Ермаковой в 7092 году остатки казаков с предводителем своим головою Глуховым оставили Сибирь и возвратилися в отчизну, и первый в Сибирь, назначенный воеводою Иван Мансуров, который со 100 человеками пришел в Сибирь, уже по возвращении донцов (донских казаков, – прим. Е.Д.), и не могши ничего предпринять важного, на Русь возвратился. То из посланных туда новых воевод с 300 стрельцов и казаков Василий Сукин, пришед в Сибирь в 1584 году, первый построил город на реке Туре по ручью Тюменки, с южной стороны в Туру впадающем, Тюменью прозванной, которой город много служил к удержанию Сибири под Российскою державою.

Прежде завоевания Сибири место сие называлось Чинги, от славного Чиггиз Хана, которой некоему татарскому князю Тайбугазовому за особые услуги сие место дал для поселения; а во время пришествия россиян на Сибирь был тут татарской городок из числа области сибирского Хана Кучума. Следы онаго городка и по сие время видны: он окружен почти со всех сторон крупными и глубокими буераками, а с приходу, или западной стороны, обведен земляным двойным валом, который от долговременности обветшал и почти со всем сравнялся. Что он действительно принадлежал татарам, доказывает то его название; ибо и по сие время называется сие место Царевым городищем.

В полутора верстах от Тюменя вниз по реке Туре, на правом ея берегу видны нарочито высокие курганы, которые во всем Волжским курганам…подобны. Из чего заключать можно, что они покрывают тела бывших татарских тюменских владельцев. На левом берегу реки Туры целыя деревни поселены татар, из которых одна порода, шебины прозываемая, от самого татарского хана Кучума род свой производит.

К числу тюменских древностей принадлежат пушки, защитными прозываемыми, с которыми Ермак Тимофеевич пришел на Сибирь. Оне не только для своей долговременности, но и для особливого их виду примечания достойны. Из их можно заключить, что наши единоземцы имели хотя несовершенное, однако довольное познание и в тогдашние времена об огнестрельном ломовом орудии…

Нынешнее города Тюменя состояние, после бывшего в 1766 году пожару совсем переменилося… Строение все деревянное, которое после пожара порядочными заведено улицами, включая Ямскую и Затурскую (Бухарскую) слободы, которые пахнут стариною…

Жители тюменские большею частью питаются хлебопашеством и поделками, небольшое число из купечества содержит мыльные и кожевенные заводы. Хотя сибиряки от наших же крестьян начало свое имеют, однако по недостатку в их лесах липы, нужда научила их ходить в котах и упаках, к которой обуви они так привычны, что всяк лаптями гнушается, и от сего немалая часть городских жителей имеет свое пропитание. Рыбные промыслы на реке Обь женскому полу в Тюмени добычным служат упражнением, ибо все промышленники не только из Казанской, но и Архангелогородской губернии собирающиеся, запасаются рыболовными снастями в Тюмени каждую весну, к которому времени тюменки довольно их запасают и продают. Другое в Тюмени женское рукоделие состоит в ткании шелковых кушаков, к чему им привозимый шелк с Китайской границы во внутренние российские города немало способствует Ирбитское и им соседственное ежегодное торжище не только для тюменцев, но для всей Сибири великою служит подпорою.

…Река Тура, мимо города протекающая, хотя довольно рыбна, однако лучшие тюменцев рыбные промыслы бывают по озерам, которых в Тюменском округе немалое число и в которых ловится всякая чешуйчатая рыба, а особливо караси отменной величины...».

Лепехин создал правдивый и привлекательный портрет Тюмени, поведал множество любопытной информации об экономике и культуре города.

ЗОЛОТАЯ МЕДАЛЬ

В 1774 году ему было «поручено смотрение за ботаническим садом Академии», а через три года «вверено ему главное смотрение над Академической гимназией». Лепехин с большим рвением служил этому учреждению, один исполнял обязанности секретаря, тогда как по уставу должны быть два лица. Этим давал возможность «употреблять второй оклад на другие нужды Академии».

В 1780 –1790-е годы Лепехин с усердием участвовал в работе над словообразовательным и азбучным словарями. А так как отлично знал иностранные языки, руководил переводами римских и греческих классиков, трудов немецких ученых…

В 1784 году он стал первым лауреатом медали, которую Академия присуждала наиболее потрудившемуся. Много лет Иван Иванович заведовал Ботаническим садом, был членом академической комиссии по изданию трудов Ломоносова.

Признание ученого заслужил не только в России, но и в зарубежных научных кругах. А в 1799 году Иван Иванович наконец-таки получил чин статского советника.

6 (18) апреля 1802 года ученого не стало. Его современники отзывались: «Ума был быстрого; в суждениях тверд, в исследованиях точен, в наблюдениях верен…», «Сердце имел нежное и чувствительное, а честностью и прямодушием своим привлек к себе общую всех доверенность, любовь и почтение»…

НА СНИМКАХ: портрет И.И. Лепехина; так сегодня выглядит место, где был город Чинги.

Елена ДУБОВСКАЯ /фото и фотокопия автора/ 

 


46726