ПРЕСС-ТУР
История тюменского «Сибгазаппарата», крупнейшего в УрФО по производству полиэтиленовых труб и комплектующих, восходит к 1993 году, когда генеральный директор «Запсибгазпрома» Владимир Никифоров создал в своей структуре несколько заводов на основе европейских технологий, гарантированно обеспечив их заказами.
Во времена Никифорова «Запсибгазпром» строил газопроводы в 48 областях и был ведущей структурой главка. После ухода генерального директора «Газпрома» Рэма Вяхирева ушли и Никифорова (убирали его под предлогом возвращения активов «Газпрому»). Производственные заказы посыпались, Тюменская область лишилась одного из крупнейших налогоплательщиков, а построенные Никифоровым заводы прекратили свое существование. За исключением двух. Но даже самый крупный из них, завод «Сибгазаппарат», оказался обеспечен заказами всего-то процентов на тридцать. Программы модернизации были заморожены, предприятие перебивалось с хлеба на воду.
Такое положение вещей продолжалось более десяти лет, до декабря 2012 года, когда «Сибгазаппарат» влился в систему группы «Полипластик», которая вообще не входит в структуру «Газпрома». На завод пошли инвестиции, теперь здесь периодически – раз в два-три года – запускают новые линии и приглашают журналистов. Предыдущий раз мы были года три назад.
Генеральный директор филиала «Полипластик Урал» Александр Сидорюк, хорошо знакомый с историей «Запсибгазпрома» (во времена Никифорова закупал на заводе трубы), напомнил, что «Сибгазаппарат» выпускает «все диаметры труб до 1200 мм включительно в соответствии с ГОСТом». И подробно рассказал о новой линии.
...По роликам медленно движется длиннющая черная змея, представляющая собой полиэтиленовую трубу диаметром 110 миллиметров, на которую в процессе обработки «садится» токопроводящая лента и сверху наносится специальный защитный состав – желтый, как в данном случае, значит, труба предназначена для газа, а если синий – труба для воды.
В производственной терминологии это называется трубами серии «Протект» (защищенные трубы). Коли в конструкции заложена токопроводящая лента, позволяющая точно определять местоположение трубопровода, то к «Протекту» добавляют «Детект». Далее в название закладывается назначение трубы: для воды («Протект АкваДетект»), для газа ««Протект ГазДетект»».
Черная змея, медленное продвижение которой мы наблюдаем, покрывается чулком желтого цвета, стало быть, перед нами труба «Протект ГазДетект» – для газораспределительных сетей. Александр Сидорюк приложил некоторые усилия, чтобы это объяснить.
Далее усилий потребовалось зримо больше, потому как надо было объяснить, каким образом в земле можно отыскать трубопровод из таких труб. Сидорюка обступили девушки: одним о преимуществах новых труб предстояло рассказывать с телеэкрана, другим – что-то написать.
Если особо не вдаваться в терминологию, то трубы, снабженные токопроводящей лентой, отыскиваются относительно легко в толще земли с помощью генератора, излучающего специальные сигналы, которые отражаются от токопроводящей ленты и улавливаются локатором, давая возможность с погрешностью от одного до полутора метров определить местоположение трубопровода – вот, собственно, и вся премудрость.
Хотя, с другой стороны, если трубопровод теперь можно будет отыскать таким способом – то это существенный технологический прорыв. Заказов пока немного, но они есть. Равно как есть уверенность, что такие трубы точно не залежатся. Дело в том, что токопроводящую ленту можно подводить к датчикам и выводить сигнал на общий пульт управления, где сидит диспетчер и видит, в каком месте произошел порыв. А это уже крупные заказчики – их заказы измеряются километрами, завод обеспечивает себя работой на годы вперед.
НА СНИМКЕ: в цехе «Сибгазаппарата».
Сергей ШИЛЬНИКОВ