Елена Томина: «ЧЕЛОВЕКУ НУЖНО КУДА-ТО СТРЕМИТЬСЯ…»

ИНТЕРВЬЮ

Я держу в руках только что изданную книгу стихов под названием «Я тебя загадаю». И, вчитываясь в сверкающие разноцветными красками строки, понимаю: этим стихам и этой книге суждено стать событием в поэтическом мире, приятно удивить любителей поэзии, ценителей изящной словесности. Знакомьтесь: Елена Томина, врач-психотерапевт, автор сказок и притч, победительница областных и всероссийских творческих конкурсов работников здравоохранения.

– Признаться, поэзию я никогда не любила. И единственные стихи, которые знала со школы, – это серия стихотворений в романе «Доктор Живаго» Бориса Пастернака. И я всегда писала какую-то прозу, сказки, притчи. При этом не считаю себя литератором, поэтом. Это просто хобби, – рассказала Елена Игоревна.

– Стихи у вас правда замечательные! От них веет глубиной, они насыщены деталями, какими-то вкусными и ароматными мелочами, тончайшими нюансами человеческих чувств и переживаний. Вероятно, сказывается влияние профессии…

– Возможно. Я же работаю в медицине. И первый творческий приз был в 2012 году именно за стихи о коллегах. У нас уже несколько лет проходит фестиваль работников здравоохранения Тюменской области «Новая волна». Я четырежды участвовала в нём и становилась победителем в поэтической номинации. А еще у нас проходит ежегодный форум «Здравница» среди санаторнокурортных учреждений России. И он также включает в себя творческие состязания. И там я трижды становилась победителем. Оттуда всё и пошло. Примерно два года назад стихописание превратилось в некий способ личной терапии. Потом оказалось, что людям нравятся мои стихи, и я начала выкладывать их в сеть.

– Елена Игоревна, что можно сказать о вашей аудитории?

– Честно сказать, я вообще не задумываюсь об аудитории и направленности стихов. Они чаще приходят сами. Хотя бывает, что пишу на какой-то юбилей, в честь праздника. А сигналом к написанию может послужить какая-то услышанная фраза, история. Фотография. Или музыка. У меня есть друг, который пишет музыку. Он мне прислал свое танго, и в ответ родилось стихотворение.

– Из каких имен ныне состоит ваш поэтический мир?

– Сейчас у меня любимый поэт – Марина Цветаева. Причем я поняла и почувствовала ее довольно поздно. Для меня стали откровением стихи, написанные ею в 18 лет. Они такие глубокие…

НАВСТРЕЧУ ЛЮДЯМ

– Поэзия и медицина – это такое временное соединение, временный союз или это уже навсегда?

– Я вообще люблю творчество в любом его проявлении. И занимаюсь то одним, то другим. Уже 22 года работаю в большом реабилитационном центре. Когда туда пришла, наш директор всячески поощрял творчество и художественную самодеятельность. У нас была команда КВН, где я была капитаном, затем она преобразовалась в театральную студию, мы поставили два больших спектакля. Один – по рассказам Чехова. Я его обожаю! И могу перечитывать его рассказы снова и снова. Поэтому творчество было всегда. У меня его много и в моей профессиональной деятельности. Та же арттерапия.

– Знаю, что вы дружите с театром «Ангажемент»…

– Театралкой я стала совсем недавно, не очень любила театр. Но однажды познакомилась с Алексеем Шляминым, артистом «Ангажемента». Он пригласил меня сходить на свой спектакль. И я влюбилась в «Ангажемент»! Стала его поклонницей и регулярно хожу на его спектакли. И даже пишу театральные рецензии.

– А в чем заключается работа врача-психотерапевта?

– Помочь людям в сложных жизненных ситуациях, людям с психическими заболеваниями. В психике много всего неизведанного. Конечно, есть научные методы и техники. Но человеческая душа – такой загадочный орган, что учиться нужно постоянно. Врач – это вообще такая профессия, где без познания нового не обойтись. Нужно подтверждать свою квалификацию, участвовать в семинарах и конференциях. Пандемия коронавируса показала всем нам, что психическое здоровье населения – не менее важная вещь, чем здоровье физическое. Когда человек не совсем стрессоустойчив, когда он не готов к каким-то изменениям, это приводит к нарушениям в психике. Людей одолевают тревожные состояния, паника, страхи. И в этот период было открыто большое число горячих линий: психологи и психотерапевты очень активно работали с населением.

– А сейчас?

– Ситуация пошла на спад. И люди стали спокойнее, они не могут находиться в состоянии стресса постоянно, у него тоже есть свои стадии. Большинство людей приспосабливаются к новым обстоятельствам и идут дальше. Иногда внешний кризис провоцирует у человека личностный кризис. Ему нужно пройти эти изменения. А нам – поддержать его. Не бывает идеальных мест, где хорошо и все хорошие, но всегда можно найти в себе ресурсы для позитивных изменений. Бывает, человек не готов к этим изменениям, и задача психотерапевта – найти тот путь, который будет приемлем в данном конкретном случае.

– Почему избрали именно психотерапию в качестве своей профессии?

– Я всегда шучу по этому поводу. У меня папа – психиатр, мама – терапевт, и чтобы не обижать ни того, ни другого, я стала психотерапевтом. А вообще вся наша семья – это династия врачей. У нас в трех поколениях 24 медицинских работника. Мы, кстати сказать, заняли первое место на областном этапе конкурса «Семья года» в номинации «Хранители традиций». Поэтому то, что стану врачом, я знала всегда. Тюмень была всегда очень прогрессивным регионом в отношении психотерапии. У нас даже состоялся первый в стране съезд психотерапевтов. И меня тоже захлестнула эта волна. И до сих пор психотерапия – это такой клондайк новых идей, методик, открытий.

– А главная цель – помочь человеку обрести гармонию?

– Да. Иногда адаптироваться к сложной ситуации или преодолеть ее, что не всегда происходит гармонично, пережить какую-то потерю или кризис. Измены, разводы, семейные сложности, смерть близких людей – ситуаций много.

– Вы уже давно наблюдаете за людьми и вплотную работаете с их мышлением и переживаниями. Люди такие же, как 20 лет назад, или они меняются?

– Мы живём в период стремительных жизненных изменений. Люди меняются от поколения к поколению. Сейчас то, что не было приемлемо для родителей, дети считают нормальным. Ощущение, что не успеваешь за этими изменениями, знакомо очень многим людям. Несколько лет назад был выдвинут прогноз Всемирной организации здравоохранения, что к 2020 году депрессия выйдет на первое место в мире среди причин нетрудоспособности. Пока он не оправдался до такой степени, но тревожных расстройств стало гораздо больше.

– Выход один – увеличивать число психологических служб, горячих линий, телефонов доверия?

– К сожалению, в государственной медицине психотерапевтов гораздо меньше, чем того требуется. Есть психиатры. Но их боятся – стигматизация профессии сохраняется до сих пор. Даже меня иногда спрашивают: а вы на учет меня не поставите? На работу не сообщите? Радует то, что на приёме много молодых клиентов – от 20 до 30 лет. Совсем не обязательно, что у них есть какие-то непреодолимые проблемы с психикой или заболевания. Они хотят разобраться в себе, научиться новым моделям поведения. И это повод обратиться к психотерапевту. Я люблю повторять: человек – это биопсихосоциодуховная модель. И психологическая составляющая в этой модели не менее важна, чем все остальные.

В ГАРМОНИИ С СОБОЙ

– С чем связано удовольствие, которое получаете у себя на работе?

– Я очень радуюсь тому, когда у моих клиентов дело сдвигается с мертвой точки, происходят позитивные изменения. Искренне радуюсь! «Я смог это! Я смогла то!» Это очень здорово.

– Почему некоторые люди интересуются психоактивными, наркотическими веществами, понимая, что это путь в никуда?

– Я не работаю с наркологическими больными, но иногда и они бывают на приёмах. Никто из них не собирался идти в никуда, они начинают употреблять наркотики для новых ощущений, хотят улучшить свою жизнь. Но обманываются в способе. Это большое заблуждение. На рынке сейчас идет оборот достаточно агрессивных средств, солей, синтетики, поэтому зависимость и психические отклонения возникают очень быстро.

– Мне кажется, что если бы человек жил в какой-то более здоровой атмосфере, имел глубокие интересы, развитое чувство ответственности по отношению к себе и обществу, то, наверное, такой проблемы у него просто не было бы…

– Понимаете, наркотики – это ведь еще и бизнес. Всегда есть те, кто их предлагает и продвигает. И потом, нельзя сказать, что все наркоманы – это молодые люди из неблагополучных семей. Нет. На самом деле наркомания была всегда. И ею нередко страдали весьма неглупые люди. Важен личностный фактор. Чтобы человек умел говорить «нет».

– Среди каких людей вам комфортно?

– Подобное притягивает подобное. Поэтому мне интересно с людьми, которые постоянно в движении, куда-то стремятся, радуются новому, живут в условиях многозадачности, имеют широкий круг интересов, да просто радуются жизни.

– Строите какие-то творческие планы?

– Больших планов не строю. Возможно, одна творческая волна закончится, и начнётся какаянибудь другая. Может, напишу книгу сказок и притч.

– Елена Игоревна, спасибо вам за беседу! И пусть о вашей замечательной книге «Я тебя загадаю» узнает как много больше читателей!

НА СНИМКЕ: врач-психотерапевт Елена Томина и ее книга.

Радослав ВАСИЛЬЕВ /фото автора и с сайта inwriter.ru/

 

 


46514