В годы Великой Отечественной войны советские люди на фронте и в тылу проявляли массовый героизм. Не жалея своей жизни, они громили врага, чтобы отстоять честь и свободу Отчизны. Но выдающиеся подвиги отважного разведчика Николая Ивановича Кузнецова – явление исключительное.
Он действовал в стане врага в самых тяжелых условиях, постоянно рисковал. Каждый час, каждую минуту находился в состоянии высокой боевой готовности, сохраняя выдержку и самообладание. Прекрасно зная немецкий язык, он изучил и строго соблюдал неписаные законы германских офицеров, носил презренную форму завоевателей, входил к ним в доверие, усыплял их бдительность, заводил нужные знакомства, смело вел себя среди ненавистных врагов, прислушивался к мельчайшим деталям разговоров, быстро и непринужденно отвечал на неожиданные вопросы, много запоминал.
Нередко он вынужден был выступать перед своими соотечественниками в роли ярого врага СССР. Как это трудно! Но такого перевоплощения требовали сложные условия разведывательной работы.
Длительной настойчивой тренировкой Н. И. Кузнецов сумел выработать в себе такие важные качества, как хладнокровие и трезвый расчет, смелость и постоянную готовность к самопожертвованию при выполнении задания.
Благодаря этому он со своими боевыми друзьями добывал сведения, которые помогали советскому командованию срывать коварные замыслы врага.
Легендарный разведчик Николай Кузнецов стал прототипом бесстрашного чекиста Грачёва в повести Дмитрия Медведева «Это было под Ровно». Как мы зачитывались книгой в юности!
Николай Иванович Кузнецов родился 27 июля 1911 года в небольшой деревне Зырянке ныне Талицкого района Свердловской области, в крестьянской семье. Николай хорошо учился. В 1926 году получил свидетельство об окончании семилетки. До войны, проучившись год в Тюменском сельскохозяйственном техникуме, бросил учёбу из-за смерти отца и через год продолжил обучение в Талицком лесном техникуме. Вступил в комсомол. Словом и делом активно участвовал в коллективизации уральской деревни.
По окончании техникума Николай переехал в город Кудымкар Коми-Пермяцкого округа. Здесь начал работать помощником таксатора по устройству лесов в окружном земельном управлении.
Летом 1932 года он успешно сдает вступительные экзамены на заочное отделение Свердловского индустриального института.
К тому времени в столицу Урала перебирается на постоянное жительство вся его семья. Чтобы быть ближе к родным и месту учёбы, через два года переехал в Свердловск и Николай. Его новая должность – статистик в тресте «Свердлес». Ещё один год – последний – отдает Кузнецов лесной специальности, а затем переводится с заочного отделения института на вечернее и поступает работать на знаменитый «Уралмаш» – сердце индустриального Урала.
Завод стал для Кузнецова не только важной производственной, но и жизненной школой. Здесь он получил практически неограниченную возможность совершенствоваться в немецком языке. Его знания и способности были оценены в должной мере: с 1938 года Николай Иванович выполняет особые задания по обеспечению государственной безопасности. С октября 1940 года работает в Москве.
22 июня фашистская Германия напала на советскую страну. Кузнецов рвется на передовую. Он обращается к командованию с просьбой направить его на фронт или в тыл противника. Вот строки из рапорта: «Как русский человек, я имею право требовать дать мне возможность принести пользу моему Отечеству в борьбе против злейшего врага». «…Вполне отдаю себе отчет в том, что очень вероятна возможность моей гибели при выполнении заданий разведки, но смело пойду в тыл врага…»
Страстное желание Николая Кузнецова сбылось 25 августа 1942 года. В тот день он вылетел в тыл противника и приземлился на парашюте неподалеку от хутора Злуй, в Сарненских лесах, где действовал партизанский отряд полковника Д. Н. Медведева. Советский разведчик работал в самом логове фашистского зверя: в Ровно, Луцке, Здолбунове, Львове. Находясь среди врагов под видом немецкого офицера оберлейтенанта Пауля Зиберта, Кузнецов успешно выполнял сложные задания. Его разведданные имели большое значение для советского командования. Он уничтожил самых лютых гитлеровцев – главного судью Украины Функа, имперского советника рейхскомиссариата Украины Галля и его секретаря Винтер, вице-губернатора Галиции Бауэра; во главе группы партизан похитил командующего карательными войсками на Украине генерала Ильчена… И это далеко не полный перечень террористических актов по уничтожению завоевателей.
Как правильно подчеркнул в своем письме бывший партизан, поляк Юзеф Курьята, «сказанное о деятельности разведчика Николая Кузнецова не исчерпывает величия дел, совершенных им». Николай Иванович работал в тылу фашистов умно и хитро, это был интеллигентный, высокообразованный, обаятельнейший человек… Он обладал неоценимым для разведчика даром перевоплощения. И всё же ходил по краю пропасти: один неосторожный шаг и – верная гибель. Он имел дело с коварной немецкой разведкой…
В ноябре 1944 года Указом Президиума Верховного Совета СССР Николаю Ивановичу Кузнецову за беспримерные подвиги в тылу врага было присвоено звание Героя Советского Союза посмертно. Награждён двумя орденами Ленина.
Долгие годы никто не знал обстоятельств гибели Кузнецова. Лишь весной 1958 года следы привели в село Боратин Бродовского района Львовской области. Верный сын Родины погиб в ночь с 8 на 9 марта 1944 года от рук украинских бандеровцев. Огромную исследовательскую работу по определению места гибели легендарного разведчика проводил после войны его соратник по борьбе с фашистскими захватчиками Николай Струтинский.
Могила Кузнецова была вскрыта в присутствии общественности. Экспертиза подтвердила,что здесь находятся останки героя. В 1960 году, в памятный для Львова день годовщины освобождения от немецко-фашистских захватчиков, останки Николая Ивановича Кузнецова были подняты на Холм Славы. На несколько километров растянулась в торжественной тишине траурная процессия, провожавшая гроб героя-разведчика, установленный на артиллерийском лафете, к последнему месту упокоения. На мраморном надгробии в окружении трёх уральских рябин, склонивших ветви над изголовьем своего земляка, высечен в барельефе его мужественный облик.
Со школьного возраста, в классе 6-7-м, увидев фотографию и краткое описание подвига Николая Ивановича Кузнецова на стенде, посвященном Героям Великой Отечественной войны, я проникся чувством глубочайшего уважения к его поистине героической судьбе.
В июле 1981 года мне, 25 летнему, довелось быть в командировке во Львове. В свободное время посещал музеи исторического города, ездил на экскурсии. Посмотрел памятник Николаю Ивановичу, улицы и здания, связанные с последним пребыванием легендарного разведчика, Холм Славы, место его захоронения. Перед отъездом ещё раз посетил могилу героя.
В настоящее время поддерживаю связь с директором музея имени Николая Кузнецова в городе Талица Свердловской области. Получая оттуда новую информацию, внимательно изучаю и знакомлю с интересными материалами учащихся сельскохозяйственного техникума, где работаю. В беседах с молодежью делаю акцент на героизме и величайшей любви к Родине воинов, тружеников тыла и, конечно, Николая Ивановича Кузнецова.
В год 75-летия Победы в Великой Отечественной войне считаю своим долгом рассказывать молодому поколению о тех, кто ценой жизни завоевал свободу и независимость России, подарил нынешнему и будущему поколениям мирное небо над головой. Как писал Роберт Рождественский: "Эта память, верьте люди, всей Земле нужна. Если мы войну забудем, вновь придёт война…"
Эти слова, как нельзя более полно и точно отражают самую суть боевого и трудового подвига всех народов братской семьи нашей Родины. Отмечая светлый праздник величия и доблести нашего оружия, мы вновь и вновь обращаем свои взоры к Вечному огню у обелисков и монументов над могилами погибших героев – тех, кто отдал свою жизнь за возможность сегодня работать и созидать, разгадывать тайны Вселенной, любить и мечтать, восторгаться и надеяться. Жаль, что этого не понимают украинские националисты, затеявшие грязную войну вокруг праха разведчика номер один.
НА СНИМКАХ: Н.И. Кузнецов.
Александр ПАРФЕНОВ, г. Бугуруслан, Оренбургская область