ОСТАНОВКА ПО ТРЕБОВАНИЮ
С начала июня 2020 года в мой адрес стали поступать письма граждан о массовой вырубке деревьев по адресу: г.Тюмень, ул. Мельничная, 80/1. Вот что говорится в одном из обращений:
«Как пояснил инициативной группе начальник отдела материально-технического развития городского департамента образования Анатолий Иванов, сносу подлежат 498 деревьев для организации прогулочной зоны будущего детского сада. По проекту на территории оставят 15 деревьев и компенсационно высадят еще 23. Вырубка лишила прилегающие жилые дворы тени и комфортной городской среды. В указанном районе регулярно фиксируется превышение пределов шума и загрязнения воздуха. Вырубка деревьев катастрофически уменьшила скудное озеленение территории. Считаю это нарушением моего права на благоприятную окружающую среду, гарантированного мне ст.42 Конституции РФ. Город, тем более его центр, испытывал дефицит зеленых насаждений до вырубки, а после лишился «зеленой» площади размером с целый сквер.
Указанные действия можно квалифицировать не как экологическую небрежность, а как преступление. Очевидцы указывают, что подрядчик вырубил деревья даже там, где организовать прогулочные зоны было изначально невозможно (со стороны улицы Красных Зорь). Прошу оказать содействие и остановить бессмысленную вырубку. Никогда ранее в Тюмени не рубили столько деревьев, не уничтожали зеленую инфраструктуру с такой яростью. Жители города вынуждены выходить на улицы и дежурить у насаждений, просить не рубить, обращаться к СМИ»…
Мы с коллегами по общественной работе побывали на месте, выслушали мнения граждан. Ознакомились с Пояснительной запиской к проекту капитального ремонта здания детского сада, сметами и другими документами.
Очевидно, что права и законные интересы обратившихся граждан нарушаются. При этом усматривается незаконность вырубки деревьев общей стоимостью не менее 3,5 млн рублей (70 штук × 50 000 рублей) и выдачи порубочного билета на 498 деревьев.
В Пояснительной записке (Раздел 1), выполненной ООО «Строитель», отсутствует какое-либо упоминание о необходимости сноса произрастающих на территории объекта деревьев. Не указано фактическое количество существующих деревьев и кустарников. На листе 19 лишь говорится, что «устраивается рядовая посадка деревьев». Зачем? Ведь на территории объекта деревья уже имеются.
В локальном сметном расчете № 01-01-01 проектной документации предусмотрена «валка деревьев в городских условиях диаметром до 300 мм» объемом 11,032704 кубометров. То есть в смету заложен снос лишь трех или четырех деревьев, и вызвано это необходимостью выполнения конкретных работ, так как ремонт в основном ведется внутри здания.
В задании на разработку проектной документации объекта не предусмотрен снос зелёных насаждений: наоборот, пунктом 17.2. предписывалось «дополнительное озеленение территории кустарниками, многолетними травами и разбивкой цветников».
Согласно пункту 3.1. СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. № 26, территорию дошкольной образовательной организации по периметру рекомендуется ограждать забором и полосой зеленых насаждений (которая в данном случае подверглась уничтожению – Авт.); озеленять из расчета 50% площади территории, свободной от застройки (в нашем случае деревья уничтожаются на 90 % площади).
Одним из доказательств незаконности сноса деревьев является попытка скрыть следы вырубки примерно 70 деревьев (берёз, лип, клёнов и т.д.). Работники подрядной организации 10 июня 2020 г. выкорчевывали пни срубленных деревьев. Полагаем, это сделано с целью занижения количества срубленных деревьев и объяснения, что деревья якобы были больными. Свидетелями этого являются граждане, проживающие в соседних многоквартирных домах.
В документах на объект значится: «Капитальный ремонт здания, расположенного по адресу: г. Тюмень, ул. Мельничная, 80, под размещение детского сада». Но в действительности производится изменение конструкции здания и перепланировка прилегающей территории, то есть реконструкция. Где же в таком случае государственная экспертиза проектной документации? Ее нет. По закону запрещено производство работ на объектах реконструкции в отсутствие положительного заключения государственной экспертизы проектной документации, а также в отсутствие разрешения на строительство (на реконструкцию). Имеет место быть подмена понятий, чтобы не проводить государственную экспертизу. При этом на странице 12 Пояснительной записки указано, что годами постройки здания, подвергающегося капитальному ремонту, являются 1989 и 2008 годы, а согласно титульному листу записки проект на его капитальный ремонт разработан в 2018 году, то есть всего лишь через 18 и 9 лет после ввода в эксплуатацию здания, что не может не вызывать сомнений в необходимости капитального ремонта.
В нарушение требований, установленных статьей 77 ФЗ РФ «Об охране окружающей среды» компенсация вреда, нанесённого природе, произведена не полностью, лишь на 10 %, так как при расчёте компенсационной стоимости деревьев применен понижающий коэффициент 0,1. Это должно быть указано в соответствующем акте, который имеется в департаменте городского хозяйства администрации г.Тюмени.
Почему-то не проводилось общественное обсуждение перепланировки территории объекта (изменение существующего генплана территории), хотя оно, как известно, является неотъемлемой частью оценки воздействия планируемой хозяйственной деятельности на среду обитания. Необходимость такой оценки в случаях, когда воздействие на окружающую среду очевидно (вырубка большого количества зеленых насаждений), подтверждается письменными разъяснениями Комитета по экологии Государственной Думы РФ и Министерства природных ресурсов РФ, имеющимися у ТРОО «Зелёная планета» и переданными в администрацию города в виде приложений к обращениям общественников-экологов.
Акт обследования зеленых насаждений в нарушение представления об устранении нарушений закона от 06.10.2014 г. № 17-2014 прокуратуры г.Тюмени, статьи 1 ФЗ РФ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», составлен и подписан единолично должностным лицом департамента городского хозяйства (на момент внесения указанного представления акт обследования зеленых насаждений именовался актом сноса).
Несмотря на то что по документам комплекс работ называется «капитальным ремонтом здания», а не реконструкцией или строительством, жителей соседних домов не допускают на территорию, ссылаясь на то, что это «стройка».
Представители подрядной организации неправомерно отказали гражданам в ознакомлении с разрешительными документами на снос деревьев.
Указанный объект не считается секретным объектом или объектом, на который распространяется законодательство о соблюдении государственной тайны; объект даже не является частной собственностью – он реконструируется за счёт средств налогоплательщиков. Кроме того, граждане не настаивают на обследовании реконструируемого здания, его осмотре – их интересует только территория, прилегающая к нему, так как она является смежной по отношению к дворовым территориям. То есть граждан интересует состояние их окружающей среды. И согласно ст.42 Конституции РФ граждане имеют право знать, как она будет изменена.
Ещё одним доказательством незаконности сноса 70 деревьев и выдачи порубочного билета на 498 деревьев является следующее обстоятельство. 18 июня 2020 г., то есть спустя семь дней после того как я вызвал полицию, а один из жителей обратился с письменным заявлением о привлечении к уголовной ответственности лиц, виновных в незаконной вырубке 70 деревьев, на объекте побывала комиссия МЧС. Составили документ, в котором пытаются обосновать необходимость сноса деревьев. Уверен, что если с членов комиссии официально взять объяснения с подпиской об ответственности за дачу ложных показаний, то выяснится: они действовали по заданию организации, сносившей деревья, или должностных лиц администрации г.Тюмени, допустивших незаконный снос деревьев. Необходимо проверить, выдавало ли МЧС на протяжении 18 лет существования этого здания предписания о сносе вырубленных деревьев, о необходимости создания дополнительных пожарных выходов. Если они не выдавались, тогда следует привлечь к ответственности должностных лиц МЧС, а если выдавались – чиновников администрации города за несвоевременное исполнение предписаний МЧС.
Группа общественного экологического контроля Общественной палаты Тюменской области 26 июня 2020 года направила соответствующее обращение в адрес главы города Тюмени Кухарука Р.Н. и дополнительное заявление в отдел полиции № 4 УМВД России по г.Тюмени.
Альберт ФАХРУТДИНОВ, председатель правления ТРОО «Зелёная планета»