НАУКА И ЖИЗНЬ
Просто ли заниматься инновационным бизнесом и делать карьеру, если ты женщина? И в Европе, и в России пока что мужчины по-прежнему доминируют в этой сфере. Поэтому Евросоюз каждый год отмечает тех предпринимательниц, которым удалось завоевать рынок своими научными разработками. В этот раз победительницы премии отличились в борьбе с раковыми опухолями, насекомыми-вредителями, фальсификаторами товаров и разрушителями морского берега.
ФЕРОМОНЫ ПРОТИВ ВРЕДИТЕЛЕЙ
Ирина Бородина (Литва), соучредитель и директор по исследованиям компании BioPhero (Дания).
Отпугивающие вредителей химикаты небезопасны и для всех остальных живых существ, включая людей; в итоге инсектициды причиняют нам куда больше беспокойства, чем тля. Вдобавок многие вредители научились приспосабливаться к химическим средствам.
Решение есть, это растительные феромоны, которые отпугивают насекомых, а для людей безвредны. Есть и проблема: химический синтез таких феромонов слишком дорог, чтобы использовать их не на опытном поле, а в масштабах реального сельского хозяйства. Ирина Бородина пыталась решить эту проблему со дня основания своей компании BioPhero в 2016 году на базе Технического университета Дании, используя наработанный опыт в промышленной биотехнологии. И преуспела.
Феромоны в BioPhero синтезируются методом дрожжевого брожения. Процесс этот достаточно быстрый, недорогой и потому идеально подходит для промышленного производства. И может стать настоящим спасением для фермеров, уставших бороться с насекомыми традиционными способами.
В первую очередь синтетические феромоны могут помочь в борьбе с ползучими и летающими пожирателями кукурузы, сои, риса, а также фруктов и овощей. Работает метод так: вместо того чтобы уничтожать насекомых, феромоны предотвращают их размножение. Нужное количество феромонов в поле или огороде замаскирует запах, который используют самки насекомых для привлечения партнера по спариванию. И любви не случится! Насекомые разных полов просто не найдут друг друга.
При этом такие феромоны не влияют на размножение пчел, безвредных жуков и бабочек. Кроме того, они со временем бесследно испаряются, а не витают над полями и огородами, как ядовитые испарения химических препаратов. Ну и нужно их совсем немного, чтобы спасти урожай от вредителей.
МАКРОМОЛЕКУЛЫ ПРОТИВ РАКА
Мартина Карофф (Франция), основатель и директор по исследованиям компаний LPSBIOSCIENCES и HEPHAISTOS-Pharma Иммунотерапия – относительно новый метод лечения онкологических заболеваний: он не воздействует на опухоль напрямую, но иммунитет под влиянием антител вынужден активизироваться и начать уничтожать раковые клетки.
Мартина Карофф посвятила этой теме большую часть карьеры. На сегодняшний день у нее две докторские степени, статус международного специалиста по бактериальным эндотоксинам и руководство в течение последних 25 лет исследовательской группой в университете Париж-юг XI. А еще у нее есть две компании, которые разрабатывают препараты для иммунотерапии в онкологии и производят бактериальные эндотоксины для вакцин.
Обе компании специализируются на бактериальных липолисахаридах – макромолекулах, применяемых в онкологии и других областях медицины. Эти макромолекулы воздействуют на рецепторы злокачественных клеток, обходя своим вниманием здоровые клетки, поэтому биопрепараты на их основе не вызывают побочных эффектов.
А еще Мартина разработала платформу ONCO-Boost, которая позволяет усилить действие антител в биопрепаратах, чтобы достичь реальной ремиссии заболевания.
Дальнейшая цель Мартины − производить макромолекулы в больших масштабах для нужд фармацевтической промышленности и стать ключевым игроком на рынке производства вакцин и биопрепаратов.
ДНК-МЕТКА ПРОТИВ ПОДДЕЛОК
Микела Пудду (Италия), соучредитель и генеральный директор компании Haelixa (Швейцария) Микела Пудду во время работы над кандидатской диссертацией в области химического машиностроения в Политехническом институте Цюриха изобрела технологию Haelixa для определения истинного состава готового продукта.
Сегодня Микела работает над тем, чтобы покупатели знали точно: покупают ли они футболку из экологически чистого хлопка, как заявлено производителем, или же происхождение этого хлопка довольно сомнительно. Современным покупателям важно быть уверенными и в составе, и в происхождении товаров, и для них Микела придумала так называемую ДНК-метку.
Работает метка так: ее индикатор состоит из «цепочек» синтетической ДНК, заключенных в частицы неорганических оксидов. А синтетическая ДНК − это система хранения информации (происхождение товара, производитель, дата, состав). Метка наносится непосредственно на продукцию перед всеми необходимыми стадиями промышленной обработки.
Каждая «цепочка» уникальна, поэтому в отличие от традиционных систем отслеживания ДНК-метку невозможно подделать, как это случается со штрих-кодами и сертификатами.
Метка применима в любом производственном секторе – от текстиля и драгоценных камней до сельского хозяйства. Проверить подлинность «цепочек» на товаре сможет сам покупатель при помощи специального приложения. И больше никаких разочарований.
ЭКОЛОГИЧНЫЙ БЕТОН ПРОТИВ РАЗРУШЕНИЯ БЕРЕГА
Шимрит Перколь-Финкель (Израиль), соучредитель и генеральный директор ECOncreteTech.
Казалось бы, что нового в том, чтобы при помощи бетона укреплять берега и делать набережные удобными и красивыми? Ответ – в самом бетоне. Шимрит Перколь-Финкель в своей компании разработала и вывела на рынок особенный материал. Он не только биологически и экологически безопасен, но и способен благотворно влиять на состояние моря и прибрежной зоны. Кроме того, речь не идет о привычном сером бетоне. У него яркая, разноцветная палитра с преобладанием морских цветов – зеленого и синего всех оттенков.
Изменить внешний вид скучных набережных Шимрит мечтала давно – с тех самых пор, как (будучи по специальности морским биологом) посвятила себя экологическому проектированию прибрежной и морской инфраструктуры. Так она обратила внимание на существующий разрыв между постоянно растущим желанием человечества развивать береговые линии и необходимостью поддерживать драгоценные морские ресурсы в первозданном виде.
На морских берегах обитает половина населения планеты, там строятся города и порты. Прибрежная линия деформируется и перекраивается, а в воду постоянно спускаются тонны отработанного топлива. Чтобы хоть немного поддерживать морскую среду, Шимрит и придумала инновационный бетон. Он не только красивый и легко поддается трехмерному конструированию, что позволяет создавать разные живописные формы, но и обладает биоусиляющими свойствами: он шероховат на ощупь, хорошо впитывает и нейтрализует выхлопы топлива, асфальтовые испарения и прочие вредные выбросы. А та часть набережной, которая уходит под воду, легко обрастает ракушками и водорослями, превращается в фундамент для образования коралловых колоний и становится частью природы.
САМОВОССТАНАВЛИ-ВАЮЩИЕСЯ ШИНЫ
Агнес Пулбо, французская исследовательница. Немалую роль в загрязнении воздуха в городах играют автомобили, в первую очередь грузовые. Оказывается, можно меньше засорять окружающую среду, если «переобуть» машины. Шины – невоспетые герои автомобильных технологий. Они помогают гасить удары, обеспечивают безопасную тягу, снижают сопротивление дорожного покрытия для экономии топлива, продлевают долговечность автомобиля на тысячи километров пробега. И чем дольше может прослужить шина в хорошем состоянии – тем меньше расход топлива и, соответственно, меньше выхлопов.
Задача вырисовывалась ясная: необходимо максимально продлить срок службы шин. И вот благодаря французским исследователям Агнес Пулбо и Жаку Барро появились шины нового поколения для машин-тяжеловозов − самовосстанавливающиеся.
При помощи 3D-принтера ученые получили «умную» конструкцию протектора шины, которая увеличивает долговечность покрышек и тем самым на 20% снижает расход топлива и выбросы CO2. Технология самовосстановления шин очень проста: протектор состоит из нескольких слоев, и когда первый слой изнашивается от трения, в дело автоматически вступает следующий. Вот так шина и регенерируется по мере износа.
НА СНИМКАХ: Мартина Карроф: будущее за иммунотерапией; Агнес Пулбо и шина нового поколения.
Татьяна ГОЙДИНА, портал «Европульс», 2020