ПО ЗАВЕТАМ МУДРОГО ЯНДО

9 АВГУСТА – МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДЕНЬ КОРЕННЫХ НАРОДОВ МИРА

Мы садимся, как это было сотни лет назад, в нарты. Наш аргиш ведет Галина Харючи. Она знает все прямые пути и затерянные временем оленьи тропы Гыданской тундры, потому что родилась здесь в роде Яндо. С детства познала вековую мудрость своего народа и традиции древних кочевий.

Сегодня Галина Павловна Харючи – известный в России и на всем мировом арктическом пространстве ученый: историк, этнограф и просто увлеченный человек. Она – хранительница бесценного наследия кочевников, которые и в 21-м веке стараются не утратить свою самобытную культуру.

Мне довелось с Галиной Павловной профессионально заниматься самодийскими исследованиями, она – по этнологии, я – в области лингвистики. Отчасти мы затрагивали общие проблемы. По инициативе Галины Павловны большой коллектив ямальских специалистов изучал и описывал гидронимы ЯНАО. Для меня этот проект, разработанный и осуществлённый коллегой, стал хорошим подспорьем в научной работе. Большой труд вылился в книгу «Гидронимы Ямало-Ненецкого автономного округа».

Учебное пособие используется студентами Института народов Севера на семинарских занятиях, связанных с лексикой и семантикой родных языков. По материалам этой книги написаны курсовые и дипломные работы, в которых доказывается, почему народы Ямала – ненцы, ханты, селькупы – именуются коренными. Да потому, что на географической карте региона названия всех водоёмов выводятся из языков этих этносов. Значит, именно они первыми освоили земли Ямала и дали рекам, протокам, озерам, болотам свои названия.

Что завещал мудрый Яндо? Ответ на этот сокровенный вопрос проистекает из биографии и подвижнической деятельности самой Галины Павловны, которая впитала в себя образ тундры с её необъятными просторами, людьми, оленями, всем тем, что до боли знакомо ей с детства.

Родная природа малой родины всегда в ее душе. Юрибейская тундра – земля, ближе которой для старого Яндо и Галины Харючи нет ничего на всем белом свете.

Позднее, когда она станет исследователем, то опишет тундру с научной точки зрения в своей монографии «Природа в традиционном мировоззрении ненцев». Ямал – хранитель первозданной природы и вместе с тем кладовая мировых запасов нефти и газа. Галина Павловна в ряде своих работ затрагивает современную проблему сбережения тундры от техногенного разрушения.

Тундровой образ жизни и долгие кочевья – незыблемый миропорядок для коренных жителей Ямала. Познав эту истину, Галина Павловна привнесла ее в науку. «Благодаря этому я ощутила собственную значимость как исследователь. Тундра и ее люди – богатство, которым я владею, и этот материал надо проанализировать, наполнить научным содержанием». Тема «Человек и природа» лейтмотивом звучит в многочисленных трудах Галины Павловны, в монографиях и статьях. Это и есть исполнение заветов мудрого Яндо и их научное осмысление современными потомками в лице Галины Павловны.

У Галины Харючи личное отношение к сохранению традиций кочевников. Их мудрые нравственные устои остались, но появились другие ориентиры. Сочетание, как мы бы сказали, старого и нового, их соотношение и взаимовлияние на стыке веков стало объектом наблюдений и размышлений известного ученого-этнографа в книге «Традиции и инновации в культуре ненецкого этноса (вторая половина XX века)». Научное осмысление двойственной природы культуры современного поколения соплеменников Галины Павловны – это блистательный итог ее кропотливой работы.

Доказательством является монография «Священные места в традиционной и современной культуре ненцев». Как отметила доктор исторических наук В.И. Харитонова (Институт этнологии и антропологии РАН) «монография продолжает в тематическом и научно-методологическом отношении предыдущие исследования. Базовую основу работы составили личные знания и опыт жизни автора в тундре, а также большой, специально собираемый ею на протяжении многих лет материал по теме. Она обращает внимание на различные трансформации, происходящие с сакральными территориями в обозримом историческом прошлом, останавливаясь особо на происходящем в последние десятилетия, затрагивая вопросы охраны священных мест как памятников духовной культуры ненцев и защиты их современными общественными организациями».

Галина Харючи как исследователь отличается скрупулёзностью в работе с материалами. Её данным можно доверять, поскольку она является не только собирателем фольклорноэтнографических сведений, но и заинтересованным хранителем этнической традиции. Это проявляется в том числе в ее активном участии в работе по картографированию священных мест и разработке документов по их сохранению.

Одним из удачных проектов Г.П. Харючи считаю изданную в 2018 году книгу о народном герое Вавлё Ненянге (Ваули Пиеттомине). Данный труд изначально был призван разрушить стереотипы и показать масштаб этой исторической личности. И автор в полной мере достиг своей цели. Большую поддержку оказали ведущие ученые – А.В. Головнев, Н.В. Лукина, Е.Т. Пушкарева, Е.В. Перевалова, С.Н. Харючи. А через год был открыт памятник на его родине в п. Тазовский. На памятнике текст – краткая история движения:

«Вавлё Ненянг (Ваули Пиеттомин) – уроженец тазовской тундры, возглавил движение ненецко-хантыйской бедноты в 1830 – 1840-х гг. Он собрал более 400 человек из Тазовской, Надымской и Приуральской тундр и выдвинул политические и экономические требования. Это наиболее значимое событие в истории коренных народов Обского Севера. В официальных документах царского правительства XIX века Вавлё представляется как «возмутитель народного спокойствия». В народной памяти он – защитник и спаситель обездоленных».

В книге собраны песни, легенды, воспоминания земляков и потомков, которые передаются из поколения в поколение вот уже второе столетие. Как отметил в своем отзыве на книгу «Вавлё Ненянг» Иван Итулович Белеков (депутат ГД ФС РФ, член Союза писателей России, член Комиссии РФ по делам ЮНЕСКО): «В трудные, критические моменты истории из народной среды выдвигаются яркие, мужественные, талантливые личности. Это народные герои: у якутов – Василий Манчары и Платон Ойунский, Габдулла Тукай – у татар, Салават Юлаев – у башкир, Чорос Гуркин – у алтайцев». Они подвигли себя на такой трагический жизненный путь и расплатились самым дорогим – своей жизнью. Такова, как известно, судьба почти всех национальных героев.

В заключение автор отмечает: «За истекшие с тех пор без малого двести лет на Обском Севере проводились разные экономические и политические преобразования. И сейчас Вавлё Ненянга можно назвать человеком, опередившим время. Почти за сто лет до советской власти он начал наделять бедняков оленями. Неграмотный ненец, не знающий законов, вынужден был противостоять произволу».

Должно признать, что это действительно удачный проект Галины Павловны. Автору удалось скрупулёзно собрать почти всё о народном герое, вернуть нас в первую половину XIX века, когда происходили значимые события в истории коренных народов Обского Севера.

Это духовная память народа. Она будет сохранена. Ибо в ее основе – наша история, вера в лучшие помыслы и стремления. Это лучший творческий подарок автора к юбилею родного края – 90-летию Ямало-Ненецкого автономного округа.

Мы, её коллеги, искренне порадовались за Галину Павловну, когда получили известие о том, что Клуб-7, объединяющий руководителей ведущих СМИ Тюменской области, объявил её лидером общественного признания-2019 в конкурсной номинации «Ученый года».

Как объясняют философы, количественное накопление признака переходит в качество. У Галины Павловны много полевых материалов, в том числе по языку и фольклору ненцев, которые ей предстоит расшифровать и положить в основу новых научных изданий.

Она благодарна своему прародителю – мудрому Яндо, от которого унаследовала законы бытия ненцев и по-своему отразила их в своем научном творчестве.

У Галины Павловны очень много планов. Следуя заветам Яндо, она всегда готова отправиться в новое аргиш-путешествие, чтобы снова прикоснуться к вечности мироздания своего народа.

НА СНИМКАХ: работа в тундре; историк и этнограф Галина Харючи читает лекцию студентам.

Аркадий ГАШИЛОВ, кандидат филологических наук, доцент кафедры уральских языков, фольклора и литературы Института народов Севера РГПУ им. А.И.Герцена


46199