ИСТОРИЯ БОЛЬШОГО ПРЕДАТЕЛЬСТВА

ЛЮБОПЫТНО

Эта история началась весной 1945 года в Крыму, когда три лидера антигитлеровской коалиции решали судьбу послевоенного мира. По окончании совещания их пригласили в «Артек» на празднование 20-летия пионерского лагеря. Но война еще продолжалась, и на праздник поехали только послы Великобритании и США.

Дети танцевали, пели песни и декламировали стихи на английском языке, исполнили даже гимн США. А в конце праздника два мальчика вынесли подарок американскому послу Аверелу Гарриману – герб США, выполненный из ценных пород дерева.

Сентиментальный посол принял герб и после всеобъемлющей проверки повесил его в своем кабинете.

Никто не подозревал, что вместо американского орла подсунули высокотехнологичную русскую свинью. Восемь лет каждый шепоток и чих в кабинете посла был слышен в кабинете Сталина. Кстати сказать, американские технари, регулярно проверяли герб на наличие «жучков».

В начале 60-х во время ремонта герб уронили, он раскололся, тут-то и обнажилось устройство в виде металлического головастика с хвостиком. Это было техническое чудо: микроволновые импульсы подавались сюда с помощью энергоемкого генератора, который с аккумулятором микроволн установили на верхнем этаже здания напротив, предварительно отселив жильцов. Расстояние между домами 300 метров. Дежурившие в квартире советские технари включались в работу, звук шел ровный и вполне различимый. Когда американцы обнаружили это чудо, то долго не могли понять, как оно работает. Ныне герб находится в музее ЦРУ США.

Новый скандал разразился в 1975-м, когда сотрудники американского посольства обратили внимание на непонятные сбои в работе электронных устройств. Возникло подозрение, что здание просвечивают какими-то лучами в целях сбора информации, причем слухи усилились после смерти посла Уолтера Стессела о лейкемии в следующем году. На самом деле советская разведка пошла традиционным путем, пытаясь начинить строящееся посольство подслушивающими устройствами, причем в таком количестве, что здание представляло собой один гигантский микрофон.

Крошечные «жучки», созданные в секретных лабораториях под руководством выдающегося специалиста Вячеслава Асташина и вживленные в стеновые панели, имитировали частицы мусора, попавшие в бетон. Энергию они получали от перепада температуры и вибрации здания.

Американцы обнаружили аппаратуру в 1987 году, когда строительство нового здания посольства со стороны Б. Девятинского переулка практически завершилось. У американцев был единственный выход – снести здание и на его месте возвести новое. 5 декабря 1991 года последний председатель КГБ Бакатин на приеме в американском посольстве передал послу Роберту Страуссу 70 листов совершенно секретной документации об этих «жучках». Говорят, Страусс долгое время стоял, разинув рот. Чтобы руководитель службы безопасности одного государства как простой шпион передавал секретные документы представителю другого государства, такого в истории тайных войн и дипломатии еще не было. Впоследствии Бакатин пытался оправдаться, что американцы сами бы все вычислили. Кто-то, может, и поверил в эту ерунду, но только не специалисты.

Система прослушки была настолько совершенна, что американцам понадобился бы не один десяток лет, чтобы вычислить всю схему и понять смысл ее работы даже при наличии документации. Поэтому подарок Бакатина все нормальные соотечественники расценили как беспрецедентное по своему масштабу и цинизму предательство родины. Суть этой уникальной системы заключалась в том, что роль прослушивающих устройств выполняли сами материалы и конструкции. Поэтому вычислить, откуда утекает секретная информация, было в принципе невозможно. Надо было разбирать все здание. Недаром ветераны КГБ требовали судить Бакатина.

Материалы для строительства нового офиса американцы предполагали сначала завозить из Финляндии, но с тамошними поставщиками поработали сотрудники КГБ, о чем узнала разведка США. И тогда все строительные материалы стали поставлять из-за океана. Правда, строительством руководил наш гражданин, Константин Михайлович Свирин, которого, как и Асташина, американцы пытались переманить в США, но получили отказ. Кстати, Свирин построил у нас много замечательных объектов…

А Вячеслав Асташин в начале 90-х годов, примерно за месяц до того, как сдали его систему прослушки, очевидно, не сумев пережить всеобщего развала и бардака и засомневавшись в моральной чистоте своих профессиональных занятий, ушел в запас. Да и из жизни ушел сравнительно молодым – ему не было и 60-ти лет. Видно, на него сильно повлиял пример академика Сахарова, отца советской водородной бомбы, который стал диссидентом и противником советского режима, хотя в свое время служил ему верой и правдой.

НА СНИМКЕ: Участники Ялтинской конференции.

Лев НОВОСЕЛЬСКИЙ


46195