СЕМЕЙНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
Моей собеседнице 66 лет. Основные жизненные задачи выполнены: построен дом, посажено дерево, рожден сын. У Елизаветы Витальевны сыновей двое, есть еще дочка и девять внуков. С мужем прожили 46 лет, до золотой свадьбы осталось четыре года. Настало время подведения итогов (хотя не окончательных), осознания ошибок, пересмотра мировоззренческих установок.
В свое время Елизавета Витальевна успешно окончила геологический факультет Новосибирского университета, да и в школе всегда была отличницей. Потом переезд в Тюмень, интересная, перспективная работа. Но в какой-то момент наша героиня решила посвятить жизнь семье, мужу, детям. Карьера была прервана.
Сегодня, когда каждый второй брак распадается, всегда интересно услышать историю о семье, сумевшей сохраниться, несмотря ни на какие трудности, конфликты, порой очень серьезные. Семья как тихая гавань – образец, к которому нужно стремиться, но в реальности современная «ячейка общества» так далека от идеала! Ссоры, неурядицы, «несхожесть характеров», охлаждение в отношениях – для многих веская причина для развода. Но кому будет лучше от этого шага? Кто останется в выигрыше? А если не разводиться?
– Елизавета Витальевна, как началась ваша семейная жизнь? Какой она представлялась вам в те молодые годы?
– Как у всех молодых пар – с влюбленности. Мы познакомились в университете, учились на одном курсе, жили в общежитии веселой, интересной студенческой жизнью. Первый сын родился, когда я была на четвертом курсе. Год он жил с нами, а потом, пока мы писали дипломные работы, у наших родителей. В три года ребенок пошел в детский сад. Взаимоотношения с мужем строились непросто. На старте семейной жизни начинается процесс узнавания друг друга, который, впрочем, продолжается всю жизнь. Вдруг открываешь в своем избраннике такие черты, о которых даже не подозреваешь вначале. Мой муж тоже быстро понял, что женился не на ангеле. По неопытности и духовному невежеству сильно обижалась на него, нередко плакала.
– Из-за чего были ссоры в те годы?
– Думаю, что по вой для ссор является эгоизм, а поводом служит что угодно.
– Когда у вас появился второй ребенок? Как это сказалось на отношениях с мужем?
– Второй ребенок родился через пять лет после первого. На отношения с мужем это особенного влияния не оказало. Прибавилось забот и хлопот у обоих.
– Почему вы решили оставить работу?
– Мне было почти сорок лет, когда родилась моя доченька, и я оставила работу. К тому же, в эти годы стали задерживать зарплату на несколько месяцев, а потом и вовсе ликвидировали наше министерство. Родители уехали в Германию, они нам помогали материально.
– Чем отличается молодая мама от уже зрелой, получившей опыт? Все-таки третий ребенок. Меня интересуют не практические навыки, а ваше внутреннее состояние?
– У всех всё по-разному. Я почувствовала себя счастливее, появилось больше радостных дней в жизни. Когда у нас родился третий ребенок, в стране произошли изменения, которые не могли не повлиять на мое мировоззрение. После сорока лет мы с мужем крестились. Трудности не исчезли, но они как-то естественно и без надрыва преодолевались, а проблемы решались. Конечно, обвенчались, и это стало главным стимулом, чтобы не разрушать, а строить наши отношения в позитивном ключе. Стала внимательнее к проявлению своих эмоций, начала больше жалеть мужа и не дергать его по мелочам. Всякая ссора – это всегда повод поработать над собой.
– Как повлияла на вас смена образа жизни: из деловой женщины – в домохозяйки? Это, наверное, болезненно?
– Нет, не очень. Во многом чувствуешь себя свободнее, хотя бы потому, что сама строишь свой распорядок дня. Преимуществ у неработающей женщины немало. Во-первых, больше уделяешь времени детям. Детский сад, может, неплохое заведение, но не видеть целый день ребенка – это себя обделять и его. Радость общения с малышом не заменит никакая интересная работа. Во- вторых, домашними делами, которых всегда много, можно все- таки заниматься без спешки. Мой дом стал гораздо уютнее, чем был прежде. Появилась возможность больше готовить разнообразных блюд, стараться, чтобы они были действительно полезными для здоровья моих близких. Кто о них позаботится, если не я? Я уж не говорю о возможности больше читать, развиваться, да и просто помогать детям, а теперь уже и внукам.
– У вас были мысли о разводе?
– Конечно, были – и мысли, и попытки. И это тоже повод пересмотреть свои принципы, установки, дать оценку конфликтной ситуации. Все те мысли о разводе сейчас воспринимаются мною как глупость. Лучше перетерпеть период тяжелых взаимоотношений. Потом будет легче. Семейные отношения – это работа над собой, это постоянное стремление разобраться в себе.
– А если один желает разбираться с собой, а другой – нет?
– Ну и что, надо потерпеть. Если вы в себе что-то меняете, это не может не сказаться на ваших отношениях с мужем.
– Вы сейчас, конечно, рады, что развода не случилось?
– Рада, ведь наши отношения улучшились. Научились прощать друг друга, искать компромиссы. Еще надо иметь очень большое желание сохранить семью.
– Расскажите немного, чем занимаются ваши дети? Какова их социальная реализация? Как растут внуки?
– Социальная реализация – вещь изменчивая. У детей нормальные семьи, более или менее благополучные на сегодняшний день. Старшему внуку 14 лет, через месяц должен родиться младший. Я люблю их, радуюсь их успехам, переживаю, когда болеют. Где-то прочитала: «Когда в семье рождаются внуки, приходит вторая молодость». Я с этим, пожалуй, соглашусь. И еще есть замечательная фраза: «Семья – вот что важнее всего, вот что заставляет биться мое сердце». Берегите семью: в ней – счастье.
Татьяна ТИМОФЕЕВА /фото из открытых источников/