Более полувека минуло с того времени, когда началась знаменитая операция под кодовым названием «Искра», завершившаяся прорывом вражеской блокады города на Неве.
Иван Васильевич Гаврилов, наш земляк со станции Озеро Андреевское Свердловской железной дороги, с начала и до конца блокады воевал в осажденном Ленинграде.
8 сентября 1941 года фашисты вышли на левый берег Невы южнее Ладожского озера и захватили Шлиссельбург (Петрокрепость), отрезав тем самым Ленинград от страны по суше. Так началась блокада, длившаяся почти 900 дней и ночей.
В первые же дни возникла жизненно важная проблема эвакуации. Ведь главная железнодорожная магистраль Ленинград–Москва была уже перерезана фашистами в районе станции Чудово. Из города срочно нужно было вывозить мирное население, промышленное оборудование, библиотеки, музеи, в том числе сокровищницы Эрмитажа.
После контрударов войск Ленинградского фронта в районах Колпино, Пушкино, Пулковских высот гитлеровцы прекратили атаковать, выдохлись. План Гитлера захватить Северную столицу штурмом на Лужском рубеже и южных подступах к городу провалился. Тогда фюрер решает взять его измором.
Когда стало ясно, что немцы не в силах блокировать город, Военсовет Ленинградского фронта принял решение о постройке на Ладожском озере паромной переправы, приспособленной для железнодорожных перевозок. Для ее возведения был установлен жесткий срок – 25 октября, и ни днем позже. Но воины-железнодорожники дали слово построить ее на пять суток раньше. Работать приходилось в невероятно сложных условиях. Люди вкалывали сутками, почти без отдыха, в холодной воде, под артобстрелами, при скудном блокадном пайке. 20 октября 1942 года переправа вступила в строй. Ее эксплуатацию поручили воинам 10-й железнодорожной бригады, начальником которой был лейтенант Гаврилов. И уже в ночь на 23 октября от пирса в бухте Морье отчалил первый паром с заводским оборудованием и тремя паровозами на борту. Рейс туда-обратно прошел благополучно.
– В одном из рейсов, – вспоминает Иван Васильевич, – пятерка наших истребителей уничтожила сразу шесть «фокеров». Отличились в том памятном рейсе и кормовые зенитчики: Екимов, Фомин и Панин. Ребята сбили два фашистских самолета. Только везение сопутствовало бойцам-паромщикам не часто. Неудач и даже трагедий было гораздо больше. Наших самолетов не хватало, фашистские стервятники зачастую господствовали в воздухе. Стоило лишь сквозь облака выглянуть солнцу, как над паромами, леденя душу, раздавалось: «Воздух!».
Помню случай. «Юнкерс» шел на бреющем над водой. С буксира ударил пулемет, и самолет чуть отклонился в сторону. Потом взмыл вверх и в крутом пике пошел на наш паром. Заговорили зенитные пулеметы, и от металлического хвоста потянулась черная полоса дыма. Немецкий ас был, наверное, убит, потому как горящий «Юнкерс» бултыхнулся в воду рядом с кормой, едва не опрокинув волной нашу баржу. В иных флотилиях было похуже. В одном из рейсов ударом мощной бомбы была потоплена баржа, груженная военной техникой и продовольствием, а через несколько дней – другая. От прямого попадания на ней сдетонировали собственные снаряды, и баржа взорвалась, развалившись в щепки. Даже тонуть было некому. Заменить павших товарищей на Дороге жизни вызвались многие добровольцы.
Переправа продолжала работать до последних дней осени. За навигацию 1942 г. воины- железнодорожники переправили с Большой земли не одну тысячу тонн различных грузов, продовольствия. Из осажденного же Ленинграда удалось эвакуировать тысячи раненых, стариков, женщин и детей. В начале декабря на Ладоге стали появляться широкие ледяные забереги. Хлестал снежными зарядами ветер. Бухты начало забивать снежной шугой, но паромы продолжали курсировать до самого ледостава.
12 января 1943 года в 9 часов утра орудия и минометы Ленинградского и Волжского фронтов обрушили на позиции немцев шквал смертоносного огня. Началась операция «Искра». После ожесточенных и кровопролитных боев кольцо блокады было прорвано в узком месте между Шлиссельбургом и Синявино, южнее Ладожского озера.
Бредовые планы Гитлера задушить, уморить ленинградцев голодной смертью были сорваны.
Михаил ЛЕОНОВ /фото из открытых источников/