ИНФОДЕМИЯ
Коронавирус охватил весь мир, как когда-то « испанка» Европу. Бедствию этому, кажется, несть конца. Причиной тому не только отсутствие вакцины и безалаберность людей, манкирующих предписаниями медиков. Сумятицу вносит негативное и необъективное отражение пандемии в СМИ, соцсетях и мессенджерах.
Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) предупреждала об «информационной эпидемии», которая распространяется быстрее, чем вирусная, еще в феврале 2020 года. Не прошло и месяца, как пандемия спровоцировала волну слухов, сплетен по всей планете. Наряду с достоверной информацией о коронавирусе получают распространение новости лживые. Домыслы и мифы, теории заговора, заполонившие Интернет, заражают людей тревогой, переходящей в панику, ксенофобией и расизмом. Дошло до того, что Cowid-19 объявили оружием биологической войны.
Ложная информация получила название фейка. Термин fake news, без преувеличения, можно считать термином года. Впрочем, вранье под личиной правдоподобия было всегда. Только скорость его распространения и охват аудитории были значительно ниже.
Кто и зачем занимается распространением фейков и почему борьба с этим явлением – игра в долгую, шла речь на онлайн- конференции просветительского проекта «Как читать медиа?» Проект реализуется Гёте-институтом в Москве и порталом Colta.ru при поддержке Европейского Союза. В дискуссиях приняли участие эксперты, медиааналитики, журналисты из России, Украины, Беларуси и Казахстана.
Сегодня человек получает в день примерно в пять раз больше информации, чем 30 лет назад. Но какой ее процент является достоверным? И есть ли способ научиться отличать фальшивую новость от реальной?
В доцифровую эпоху главным распространителем информации, как известно, были СМИ. Государство регулировало их деятельность или выстраивало эффективную систему саморегулирования с помощью института репутации и профессиональных стандартов. Поскольку организовать свою газету или телеканал не представлялось тогда возможным, по крайней мере в России, управлять коммуникацией было просто. С убыстрением темпа жизни и многообразием форматов передаваемой информации следить за качеством медиа стало сложнее.
«В цифровой реальности каждый участник коммуникации может не только изменить сообщение, но и передать его дальше неограниченному числу потребителей. При этом цепь передачи может дать сбой в любом месте. Проще говоря, ошибки и шум в сообщение могут вносить источник, журналист и даже потребитель информации», – поясняет Александр Амзин – независимый медиаконсультант, ведущий телеграмм-канала @ themedia.
Понятно, что «деза» не является смертельным оружием сама по себе. Но получение вместо правдивой новости фейковой способно ухудшить шансы человека на преодоление существующей угрозы в виде новой опасной болезни.
«МЫ обнаружили, что дезинформация во время эпидемий инфекционных заболеваний может сделать эти вспышки серьезнее», – поделилась руководитель проекта «Стоп: фейк» Виктория Романюк из Украины.
Чаще всего общество сталкивается с такими «симптомами» инфодемии, как продуцирование вымышленных «теорий заговоров» о происхождении вируса, распространение сведений о липовых методах лечения, дезинформация о реальном положении дел с уровнем заболевания и методах профилактики. Вот лишь некоторые ковидные фейки:
«Коронавирус распространяется через сотовую связь: либо непосредственно через вышки 5G, либо они просто ослабляют общий иммунитет из-за излучения и, значит, организм легко подвергается атаке вируса».
«Все происходящее организовал Билл Гейтс (правда, непонятно, из каких побуждений)».
«Covid-19 придумали американцы как средство депопуляции чернокожих».
«Россия делает вид, что никакой пандемии нет, для того, чтобы провести голосование по Конституции 21 апреля. Поэтому не вводится режим ЧС, пока не проголосуем. А потом все умрем».
«В Сенегале семеро вакцинированных детей скончались на месте».
В связи с последним, недавнее предложение наших медиков сделать прививки в коллективах, где сотрудники активно контактируют друг с другом, вызывает отрицательные эмоции. Вакцину называют «сырой», не проверенной и, значит, вредной.
Фейсбук уже начал бороться с нашествием фейков о Covid-19. Он расширил понятие «содержимого, которое может нанести физический вред» и теперь убирает посты с конспирологическими теориями о происхождении вируса и фейковых методах лечения.А популярный мессенджер WhatsApp запретил переправлять сообщения более чем 20 адресатам в группе.
Опасность с точки зрения обеспечения эффективного противодействия эпидемии вируса представляет и попытка медиа и пользователей социальных сетей нагнетать истерику, искажая и додумывая достоверную информацию. Недаром ВОЗ официально считает очень серьезной угрозой распространение взаимного недоверия тогда, когда человечество нуждается в сплоченности и совместных действиях по преодолению пандемии.
Инфодемия может вызвать недоверие к правительственным решениям и стать причиной сопротивления выполнению рекомендаций, постановлений или общедоступных мер инфекционного контроля. Сегодняшний пример: в Тюменской области продолжается рост суточной заболеваемости Covid-19. Однако ни угроза заболеть, ни запреты Роспотребнадзора не мешают пляжному клубу «Куба» проводить массовые мероприятия и пенные вечеринки. В маршрутках по-прежнему народ демонстративно не надевает маски, они, дескать, бесполезны, не говоря уж о перчатках. Сплетни разносятся по принципу «кто-то, кто находится на государственной службе, сказал мне это». Зато радует, что мы одумались и перестали массово опустошать продуктовые полки супермаркетов.
Чтобы мир в нашей голове совпадал с реальным, информацию нужно проверять. От правдивости сообщений часто зависят личные финансы, профессиональный рост, карьера.
По словам Александра Амзина, информации так много, что быть точной и правдивой она вся не может. «Надо выработать у себя привычку к медиагигиене и четко разделять в голове смешные новости о захвативших Землю рептилоидах и сообщения о возможном росте налогов. Фейки из раздела «Необходимо знать» слишком дорого могут вам обойтись».
Каких источников информации следует избегать? Видео частных лиц, анонимных материалов, выставленных на Facebook друзьями, сообщений, отправленных через Messenger, текстов, размещенных на ненадежных сайтах, информации в дискуссионных группах, сообщений через смс.
Коронавирус уже перестал быть чисто медицинской проблемой. Выпуски новостей, ленты информационных агентств, посты в социальных сетях и телеграм- каналах посвящены только этой теме. На последний план в мировых СМИ ушли новости об ураганах и наводнениях, международных конфликтах и террористах, курсах валют и цене на нефть. Причем нагнетаемая напряженность и паника наносят обществу и мировой экономике больше вреда, чем сама инфекция, единодушно признали спикеры конференции.
Само собой, нельзя недооценивать проблему и говорить, что коронавирус не опасен. Любая инфекция опасна. Но еще более опасна психопатия, подогреваемая в информационном пространстве. В повседневной суете, привязанные к интернету, социальным сетям, многие люди перестают критически осмысливать информацию. Ведутся на провокации.
Прочитав ту или иную статью и решив поделиться ею в соцсетях, в первую очередь надо задуматься, не вызывает ли сомнений предоставленная информация. Чем она скандальнее и провокационнее, тем больше подозрений насчет ее объективности. Не стоит доверять также новостям на грани фантастики. Как правило, именно при создании «уток» используется откровенное преувеличение и другие приемы для привлечения внимания. Кроме того, вызывать сомнения должны тексты, полностью написанные заглавными буквами или содержащие много восклицательных знаков, а также просьбы поделиться материалом. Именно так создается вирусный контент. Как полагает Василий Гатов, ст. научный сотрудник Анненбергской школы коммуникаций и журналистики (США), известному изданию, чья репутация не вызывает вопросов, нет надобности выпрашивать у читателя лишний репост.
Почему людям свойственно скорее поддаваться эмоциям, чем анализировать ситуацию с коронавирусом? «Причина в нашей психологии, – считает Ольга Самусевич, декан факультета журналистики БГУ. – Когда речь идет об угрозе базовым потребностям человека, которые связаны с безопасностью и здоровьем, мы склонны давать мгновенные эмоциональные реакции. Включается инстинкт самосохранения. Для большой части аудитории критическое восприятие, анализ мнений могут сегодня не сработать. Это естественно, когда в ситуации опасности эмоции преобладают и подавляют наше рациональное отношение к происходящему».
Остановить инфодемию можно и нужно. И это зависит как от медиапрофессионалов, так и от читателей. Журналистам нужно учитывать, что аудитория больше подвержена влиянию фейков в условиях информационной неопределенности, когда наблюдается дефицит актуальной и своевременной информации из официальных источников. А простым потребителям надо развивать медиаграмотность. Это необходимый навык в век цифровых технологий.
«Наш проект «Как читать медиа?», стартовавший в начале 2018 года, как раз об этом. Если грамотность в широком понимании термина – способность читать и писать на предложенном языке согласно установленным нормам грамматики и правописания, то медиаграмотность – это умение как понимать и анализировать медиатексты, так и создавать их, – рассказала координатор проекта Виктория Калинина. – Для этого нужны специальные знания и этому нужно учить и учиться».
Преподавание медиаграмотности необходимо на всех уровнях образования, начиная с детского сада, уверен преподаватель РАНХ и ГС, ведущий рубрики «Проверено» на RTVI Илья Бер. Дети сейчас получают огромное количество информации из разных источников, и среди них не только традиционные СМИ, к которым привыкли их родители (телевидение, радио, газеты и журналы). Это ещё и текстовые сообщения, мемы, видеоролики, социальные сети, видеоигры, реклама и многое другое. Но все медиаресурсы объединяет одно: кто-то их создал и по какой-то причине. Понимание этой причины лежит в основе медиаграмотности.
Молодежь должна уметь отличать факты от фейков, критически оценивать то, что предлагают медиа. А также – защищать свои аккаунты и персональные данные, корректно вести сетевые споры, адекватно реагировать на троллей, противостоять кибербуллингу.
НА СНИМКАХ: Александр Амзин; фейк или нет?
Ольга РАДУТНАЯ