ЦЕНОЮ ЖИЗНИ ЗАЩИТИЛИ ЛЕС

ПОДВИГ 

46 лет назад об этой трагедии писали и говорили много. Газеты пестрели заголовками: «Спасли поселок, но сами погибли», «А с утра все было как обычно…». 

Действительно, в роковой день, 30 июня 1975-го, ничто не предвещало беды. Работники Тюменского лесхоза третий месяц боролись с лесными пожарами. К апрельскому теплу в мае добавилась ветреная погода, а в июне установилась 30-градусная жара. 

Синоптики дождя не прогнозировали, хотя который день после полуденной жары появлялись грозовые облака. 30 июня после обеда в 96-м квартале Андреевского лесничества, неподалеку от Винзилей, возник пожар. Получив об этом донесение с борта лесопатрульного самолета, помощник лесничего А.И. Пандырев, лесники Г.М. Шаркунов, К. Сергазинов, бульдозерист И.Г. Пальянов первыми прибыли к месту ЧП. Увидев, что положение очень серьезное, Андрей Пандырев послал за подмогой автобус, а сам с товарищами начал локализовать пожар. 

Четверка быстро продвигалась в выбранном направлении, отсекая огонь от сосновых боров, окружающих поселок Винзили. Прокладывая трактором с плугом минерализованную противопожарную полосу, лесники остановили пожар на двухкилометровом отрезке. 

Тем временем к месту тушения приблизилась туча. Появилась надежда, что она прольется дождем и поможет усмирить огонь. Однако вместо этого грозовое облако принесло с собой шквалистый ветер с порывами до сорока метров в секунду. Несмотря на разбушевавшуюся стихию, работники лесхоза старались быть невозмутимыми, не поддаваться панике. Опахав по периметру место стоянки, они поставили трактор на пригорок и попытались уйти от огненного вала в безопасное место через заболоченный участок. Но на середине густого хвойного мелколесья порыв ветра перекинул верховой пожар через минерализованную полосу, отрезав пути к отступлению. 

Алексей Петрович Ташкинов, долгие годы главный лесничий Тюменского мехлесхоза, в то время работал инженером охраны и защиты леса. В тот день по окончании дежурства в конторе лесхоза он был направлен на пожар в Андреевском лесничестве. 

– В поселке Винзили мне сообщили, что идет мобилизация дополнительных сил для тушения пожара, – вспоминал он позднее. – С группой рабочих Винзилинского силикатного завода я принял участие в ликвидации очага возгорания. Сообщение о гибели четверых работников лесничества получил от лесничего И.С. Залесова, который сразу после того, как пропала связь с группой Пандырева, организовал их поиск. Ликвидация пожара продолжалась до трех часов ночи. Команда пожарно-химической станции Андреевского лесничества, находившаяся с другой стороны пожара, также подверглась опасности, но благодаря пожарной машине ей удалось вырваться из огненного кольца и вместе с дополнительными силами остановить огонь. 

Подробности гибели героической четверки удручают. От лопаты, которую держал в руках Андрей Пандырев, уцелел лишь небольшой кусок железа. От сапог остались только обгоревшие подошвы. Бульдозер превратился в груду обуглившегося металла с облупившейся краской. Дюралюминиевая канистра с водой, находившаяся в кабине трактора, представляла собой слиток. 

В тот страшный день в 19.30 в 35-ти метрах от трактора на расстоянии 25 метров друг от друга были обнаружены обгоревшие останки четырех работников лесничества. 

Как показала экспертиза, Григорий Шаркунов погиб от дыма, потом обгорел, остальные сгорели заживо. Это были опытные, искушенные люди. Самому старшему из них – Григорию Михайловичу Шаркунову – исполнилось 58 лет. Он прошел всю войну, около десяти лет работал лесником. Помощник лесничего Андрей Игнатьевич Пандырев, тоже бывший фронтовик, после тяжелого ранения трудился в лесном хозяйстве – сначала инспектором охраны, а затем более 15 лет – помощником лесничего. 

– Андрей Игнатьевич запомнился жизнерадостным, находчивым человеком, – вспоминал А.П. Ташкинов. – Примечателен такой эпизод из его жизни. Однажды он обнаружил незаконную порубку леса. Лесонарушитель отрицал свою причастность к этому. Тогда Андрей Игнатьевич на суде представил сучок дерева, взятого на месте рубки в лесу. Сучок совместили со стволом, заготовленным порубщиком – они совпали. Так лесонарушитель был изобличен. 

Иван Григорьевич Пальянов, 1926 года рождения, и Касымкан Сергазинов, 1929 года рождения, также не были новичками, участвовали в тушении многих лесных пожаров. 

То, что произошло 45 лет назад, было квалифицировано как несчастный случай. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18 сентября 1975 года А.И. Пандырев, Г.М. Шаркунов, К.Сергазинов, И.Г. Пальянов за самоотверженные действия и мужество, проявленные при тушении лесного пожара, были награждены (посмертно) высокими государственными наградами: Пандырев – орденом Трудового Красного Знамени, его товарищи – орденом «Знак Почета». В память о них установлены два обелиска – один в поселке Винзили, другой – в лесу, на месте гибели, где был обнаружен сгоревший трактор. 

В 2010 году, накануне 35-й годовщины трагического события, сотрудники лесного департамента области провели митинг у памятника, установленного на месте гибели работников лесхоза, возложили венки и цветы, почтили память погибших минутой молчания. 

Были приглашены родственники лесников. У Григория Шаркунова детей не было, семья Пальянова давно уехала из области, у Пандырева остались сын Сергей и дочь Валентина. Самым многодетным – семь человек! – был Касымкан Сергазинов. 

– Тот день мне запомнился на всю жизнь,– сказал присутствовавший на митинге сын Сергазинова Каликан Касымканович. – С работы, с моторного завода, я уехал вечером. Тогда еще был сильный ветер. Нам сообщили о страшной трагедии только утром. Это стало большим шоком, отцу исполнилось всего 46 лет, он был мужественным и сильным человеком... 

Сейчас на месте пожара растут новые деревья. Сохранение их – лучшая память о погибших 30 июня 1975-го… 

Владимир ПОРОТНИКОВ 

 


45908