ТЕАТР ПО НАСЛЕДСТВУ

ЮБИЛЕЙ 

К актерским династиям в нашей стране всегда было предвзятое отношение. Если потомственных сталеваров и военных только приветствовали, писали о них в газетах и снимали кино, то семейственность в искусстве не поощрялась. И сейчас ничего не поменялось, хотя давно никто не скрывает родственных отношений. Но когда речь заходит об этой фамилии, то вопросов не возникает, сразу понятно, что человек на своем месте. 8 июля исполнилось 70 лет народному артисту России Константину Райкину. 

Сын всенародно любимого Аркадия Райкина поначалу шел в искусстве своим путем, но потом начал работать вместе с оцтом и по наследству получил театр, который теперь именуется «Сатириконом». И сделал все, чтобы это название стало брендом, знаком качества. Если в афише значится «Сатирикон», можно без всяких сомнений брать билеты. Когда я бываю в Москве, обязательно иду в этот театр и еще ни разу не разочаровалась. Каждая постановка там – маленький шедевр. Случайных спектаклей в репертуаре не бывает. Константин Аркадьевич – требовательный художественный руководитель, он лично следит за каждой мелочью, независимо от того играет ли сам, ставит или принимает работу других. И своих актеров он взращивает лично, подготавливая тех, кто ему нужен в этот момент. Поэтому «Сатирикон» – настоящая команда единомышленников, в чем не раз в интервью признают актеры. 

Каждый раз в «Сатириконе» я делаю для себя открытие. Так, еще задолго до сериальной славы узнала о Максиме Аверине. В постановке «Ричард III» он играл сразу несколько ролей, в том числе и герцогиню Йоркскую. К сожалению, Аверин после 18 лет служения в театре предпочел другой коллектив, но это уже его дело. Тогда же узнала о существовании Агриппины Стекловой и Глафиры Тархановой. Последнюю Райкин не отпускал сниматься в сериалах, но девушка только поначалу избегала телевизионной карьеры. Наш земляк Григорий Сиятвинда сумел по-настоящему раскрыться в «Сатириконе», а ведь когда- то его не хотели принимать в театральный, не понимая, кого он сможет играть с такой специфической внешностью, разве что Отелло. А Константин Аркадьевич сумел найти ему применение. 

В свое время также искал себя Константин. Казалось, с его внешностью не получить главных ролей. Он и не стремился, играл то, что дают. Но представлял так, что даже эпизоды становились маленькими шедеврами, как в картине «Свой среди чужих, чужой среди своих». Потом Райкин признавался, он сделал свой специфический говорок, копируя татарские словечки своей няни. А когда его пригласили в ленту «Много шума из ничего», шуму действительно было много. Как может этот, мягко говоря, не красавец играть Шекспира? И вообще, как такому доверять классику? 

Пройдет немного лет, и Шекспир станет чуть ли не главным автором Райкина. А классику ему еще как доверят! Сумел же он итальянскую комедию дель арте «Слуга двух господ» сделать всесоюзно любимым произведением под названием «Труффальдино из Бергамо». Но, как говорит сам Райкин, кино для него всего лишь хобби. Достаточно приятное, приносящее известность, определенный заработок. В силу своего профессионализма он всегда и все делает на «отлично», но для него самое главное – театр. И он без колебаний отказывается от самых интересных предложений. Умудрился обидеть самого Алексея Германа. Они говорили на разных языках, режиссер ему – о кино, Райкин – о театре. 

Сцена для него – практически родной дом, причем собственный дом оказался на втором месте, но его жена и дочь, обе актрисы, нисколько не обижались или просто не показывали вида. Он десять лет служил в «Современнике», там снова прикоснулся к Шекспиру, однако теперь это уже никого не удивляло. Придя к отцу, изложил собственное видение их сотрудничества, где одним из главных условий стала возможность делать собственные спектакли. Такие, какие он хотел. Однако если сам выходит на сцену, то и глазом не поведет без одобрения режиссера. 

В Тюмень «Сатирикон» приезжал в рамках гастрольного тура фестиваля «Золотая маска». Представляли спектакль «Король Лир», в главной роли – Константин Райкин. Вместе с коллективом гастролировал и режиссер Юрий Бутузов, рассказавший во время интервью об особенностях работы с Константином Аркадьевичем и его театром. Сам Константин с удовольствием общался с тюменскими актерами, казалось, ему все нравится и, оставляя автограф в гостевой книге, написал: «Хочу еще!». К сожалению, запланированная встреча пока не состоялась, но мы все не теряем надежды. 

Юлия КОНКИНА /фото из открытых источников/

 

 


45912