ИСТОРИИ СТРОКИ
В 60-е годы прошлого века в СССР и на Западе для гражданской авиации стали разрабатывать проект самолета со сверхзвуковой скоростью. В Союзе этим занималось КБ Андрея Николаевича Туполева. Руководил командой сын прославленного конструктора Александр Андреевич (он всегда находился рядом с отцом и постигал его опыт). В июле 1961- го во время большого авиационного парада в Тушино Хрущев, наблюдавший за сверхзвуковым бомбардировщиком Ту-22, спросил Туполева-младшего, можно ли вместо бомб поместить в машину людей, на что получил ответ: КБ уже работает над этой проблемой по самолету, названному Ту-144.
А несколькими годами раньше советские разведчики, пребывавшие во Франции, начали операцию по добыче документации чуда техники под кодовым названием «Брунгильда». Дело в том, что французские специалисты совместно с английскими коллегами проектировали сверхзвуковой самолет «Конкорд» и добились больших успехов. «Наши» смогли довольно точно скопировать чертежи и современнейшую систему управления. Но в 65-м случился «прокол»: из Франции был выдворен представитель аэрофлота С. Павлов, пытавшийся пронести в самолет тубус с чертежами новейшей радарной системы и турбодвигателя «Олимпус», предназначенных для «Конкорда». Существует версия, что, раскрыв операцию «Брунгильда», французы слили через ее каналы фиктивные чертежи топливной системы. Поскольку демонстрационные и рейсовые полеты «Конкорда» в 70-е годы проходили в основном без происшествий, в то время как у Ту-144 регулярно возникали технические проблемы с топливной системой.
Туполев со своим КБ мог, конечно, самостоятельно спроектировать и сделать самолет, но материалы, полученные разведчиками, поспособствовали сокращению сроков и, кроме того, интересно было изучить западные технологии, а ценное «позаимствовать». Наш самолет взмыл в небо 31 декабря 1968 года, а «Конкорд» – 3 марта 1969 года. Машины были похожи: дельтовидные несущие плоскости, подвижная носовая часть. На Западе благодаря слухам о «неформальном сотрудничестве» между СССР и странами Запада советский самолет прозвали Concordskiy.
Но Туполев категорически отказался считать Ту-144 копией «Конкорда». Действительно, Ту-144 был крупнее, салон просторнее (вместимость его 150 человек, в то время как у «Конкорда» –100). Даже невооруженным глазом специалисту видно, что это совершенно разные машины.
Первый Ту-144 собирали в большой спешке, дабы зафиксировать единственный пока в мире пассажирский сверхзвуковой самолет. Каждый его полет был как спецоперация на министерском уровне.
«Конкорд» активно эксплуатировался и летал между Францией и Америкой, покрывая расстояние за три часа вместо 8-ми на обычном самолете, до 2000 года он перевез 2,5 миллиона человек. Но все-таки был нерентабельным: прибыль от продажи билетов не покрывала все расходы.
Наш Ту-144 преодолевал значительно меньшие расстояния (рейс Москва – Алма-Ата) и перевез 3289 пассажиров. 3 июня 1973 года близ аэропорта Ля Бурже (Париж) во время международного авиасалона произошла катастрофа, тайна которой не раскрыта до сих пор. По одной версии, после показательного полета «Конкорда» экипаж нашего Ту-144 решил повторить его трюк, не согласовав с руководством авиасалона. После имитации посадки самолет пошел вверх на второй круг, и тут командир увидел, что прямехонько на пересечение курса направляется самолет «Мираж», который фотографировал Ту-144 и вел рекламную съемку. При попытке уйти от столкновения командир резко изменил траекторию полета, но не хватило высоты, и самолет врезался в землю, погубив экипаж и находившихся в нем конструкторов КБ. Обломки были разбросаны на несколько километров, пострадали 8 французов.
Всего было выпущено 16 бортов, два из них потеряли в катастрофах. Кроме того, эксплуатация Ту-144 в условиях СССР, как и в случае с «Конкордом», оказалась нерентабельной. В 1983 году постановлением Правительства самолет был снят с производства. Однако и сегодня о нем говорят как об уникальной машине, как о большом техническом достижении. Скорость Ту-144 в два раза превосходила скорость звука, а многие конструкторские решения опередили свое время на десятки лет, что позволило использовать их в дальнейшем в самолетостроении и ракетостроении.
Лев НОВОСЕЛЬСКИЙ, г. Тюмень