ШКОЛА: ОПЯТЬ ДВОЙКА?

ПРЕСС-ОБЗОР 

Любители острого слова мне звонят, мол, почему это вы свои опусы начинаете с философа Платона? Каюсь. Древнее был Сократ. Он пестовал Платона, Платон – Аристотеля. А уж Аристотель – Александра Македонского. Последний не захотел стать ученым мужем, Саша выбрал профессию полководца, многого достиг в этом плане – короче, кровавый завоеватель. Но мы его отставим в сторону, так как выпадает из повестки дня. Сократ прославился цитатой: «Я знаю, что ничего не знаю, но ведь другие и этого не знают». Вот на этом и остановимся. 

…Гуляют они по саду в городе Афины – и Сократ заодно учит Платона уму-разуму. Затем Платон в 387 году до нашей эры образовал в этом саду свою Школу, которой дал имя античного героя Академа. Читатель сразу понял, к чему веду. Да, на Руси появилась Академия наук. Затем шло активное развитие, величаемое реформой образования. И ПТУ в Тюмени резко превратились в колледжи, колледжи – в институты, институты – в академии, академии – в университеты. Вот такая весьма плодотворная новация в целом по государству. О результатах обследования Рособрнадзора рассказывает «Газета.RU»: 

«Каждый третий школьник не обладает базовым уровнем знаний как минимум по одному из предметов учебной программы. Около 32–35% учеников не освоили минимальный базис образования по тем или иным предметам, в странах-лидерах – это 5%. Сейчас задача Министерства просвещения, чтобы эту цифру вывести хотя бы на уровень в 5%. 

Рособрнадзор будет проводить методическую поддержку каждой школы, испытывающей проблемы в процессе обучения, – для этого была создана специальная база данных со сведениями по каждому региону, муниципалитету и учебному образованию. Всего, по информации ведомства, в России насчитывается около 30% слабых школ». 

Отличники и хорошисты – отдельный разговор. А натянули тебе в школе «трояк» – и надо дальше образовываться. Тему продолжает «Российская газета»: 

«Российское движение школьников (РДШ) узнало у ребят, чем они планируют заняться после школы. 83% опрошенных ответили, что пополнят ряды абитуриентов вузов. Еще 11,5% – решили продолжать образование в колледжах и техникумах. 3% – не торопятся с выбором профессии, хотят поработать год перед поступлением. 1,5% выпускников собрались на срочную службу в армию. А еще 1% не прочь отдохнуть годик. 

Что по профессиям? Неожиданно в лидерах оказалась педагогика. 18% выпускников видят себя учителями начальных классов, истории и обществознания, математики и информатики. Еще 13% опрошенных хотят продолжить изучение наук: физики, прикладной математики, отечественной и зарубежной филологии, биологии и биотехнологий, химии, истории, географии. А 9% – видят свое призвание в медицине. "Юриспруденция" и "Экономика" привлекли, соответственно, 7% и 6% абитуриентов. Среди популярных направлений – программирование и информационные технологии, строительство, интернет-маркетинг, режиссура, журналистика». 

В режиссуре я, автор, слабоват, но второй древнейшей профессии служу столько, сколько не живут. Правда, порой выступаю против. Об этом сказал в зале городской юношеской библиотеки, где встречался с учениками средней школы. Сопровождающая ребят классная руководительница обиделась: все, зазывая кадры в отрасль, хвалят специальность – химики, строители, металлурги, транспортники… А я – нет. 

Во-первых, журналистика входит в пятерку вреднейших и опасных для здоровья профессий. Если относиться к делу серьезно и по-честному. Если желаете быть «говорящими головами» и вякать ахинею, ляпать ошибки даже в заголовках заметочек, то валяйте после школы на журфак. «Вторую древнейшую» признаю исключительно в качестве второго высшего образования. Журналистика в чем-то близка к писательству. Чехов и Булгаков были врачами, Лев Толстой – артиллерийским офицером. Сегодняшний «звездный» телеведущий Владимир Соловьев окончил институт стали и сплавов, руководил предприятием. Талант – если Бог дал – всегда пробьется. 

Справка. В этом году в ТюмГУ самый большой конкурс на лингвистику и журналистику. 

Ну, до звания абитуриента еще надо побарахтаться в стенах средней школы, проще говоря, научиться плавать. Удается, как уже говорили, далеко не каждому. В чем причина? «Экспресс-газета» размышляет: 

«Информация больше не так интересна детям – зачем им сидеть за партой и учиться, если можешь получить все необходимые данные в Интернете одним кликом? Учитель должен думать не о том, как построить свою деятельность на уроке, а о том, как занять учащихся. Классно-урочная система ориентирует ребенка на то, чтобы быть своеобразным диктофоном, который записывает и воспроизводит. А ученик не объект образования, он не пустой сосуд, который нужно наполнить, – он сам участник процесса. Поэтому, наверное, нам все-таки придется рано или поздно перейти к другим способам работы и отойти от классно-урочной системы». 

Вот тут-то «Учительская газета» вспомнила о «Школе-парке» – это авторская технология, созданная российским педагогом М. Балабаном. Ага, читайте начало пресс-обзора: то есть 4-й век до н. э., Древняя Греция. 

Идея далеко не нова в истории педагогики – беседы с учениками Сократа, Платона и Аристотеля. Именно в такой свободной форме взаимодействовали ученик и учитель, при этом тема разговора не была жестко задана. Педагог мог поделиться важными знаниями и серьезными открытиями, а ученик – задать интересующие именно его вопросы. Кроме того, в такой беседе ученик получал не просто набор фактов, а учился анализировать, делать выводы, проводить самостоятельный научный поиск. 

Таким образом, говорят, построено образование в начальных классах школ США – там нет классно-урочной системы. За каждый хороший ответ дитё получает конфетку – ну, удовольствие. Может, нашему родному Минпросу стоит присмотреться к этому делу? 

В старших классах штатовское ноу-хау дает сбой. Почему? Даем слово газете «Русская правда» (американская газета для русскоговорящих): 

«Утверждением о равенстве возможностей и способностей американская педагогика сама себя загоняет в тупик. Ведь что из него следует? А то, что высокий процент неуспевающих детей свидетельствует о недоработке государства, точнее, тех чиновников, которые поставлены государством на столь ответственный пост – следить за выполнением этого принципа. Такого в демократическом государстве быть не должно! 

Умные люди прекрасно понимают, что декларируемого равенства возможностей в сфере образования в Америке на самом деле нет. Равенство есть для тех, кто образования получать не хочет, кто приходит в школу для того, чтобы провести день с наименьшими потерями. И есть одинаковые возможности получить стандартное, очень поверхностное образование и превратиться в исполнительного, законопослушного, не способного самостоятельно мыслить гражданина». 

Похоже, здравомыслящих граждан в США тоже не так много. Текст был написан не сегодня. Издание для русскоговорящих вернулось к нему в русле проходящих в Штатах «майданных» погромов. 

«Зато вон каких успехов достигли американцы в сфере образования, – воскликнет читатель, – только там столько лауреатов Нобелевской премии!». 

Возражает интернет-газета «Forum Daily»: 

«Можно видеть растущее влияние и важность иммигрантов для науки в Америке за последние полвека. В период с 1901-го по 1959 год иммигранты получили 21 Нобелевскую премию по химии, медицине и физике, а в 1960–2019 годах были удостоены 84 премий в этих областях – это в четыре раза больше. 

В «штате» американских «нобелевцев» – выходцы из Германии, Японии, Швеции, Великобритании, Индии, Франции… Русский люд там тоже присутствует: Гинзбург, Абрикосов… 

На американскую, упрощенную, методу образования претендует Минпрос Украины – так как Нэзалэжная является колонией США, иначе не может. Читаем информацию агентства Golos UA: 

«Министерство образования и науки Украины представило общественности для голосования проект плана обучения для 10–11 классов, в котором предложено исключить полностью из обязательной школьной программы некоторые естественные и точные науки. Из обязательной учебной программы пропали предметы: физика, информатика, биология, география. 

Предметы геометрия и алгебра в 10-х классах изучали по 4 часа в неделю, а вот в 11-х классах – по 5 часов, сейчас же министерство предлагает ввести общий курс “Математика” в обязательную программу с расчетом времени 3 часа в неделю. Также в список попали естественные науки, которые министерство планирует объединить в курс “Природа и человек” и выделить на его изучение всего 3 часа в неделю». 

Читал откровения «атошника» – ну, каратель, между прочим, учитель, – так вот, повествует: «Зачем мне математика? О том, что мне надо в жизни, я постиг уже в третьем классе». Действительно, зачем? Науки там нет. Была. Мой свояк из Киева трудится в Институте электросварки имени Е. Патона». Крупнейшее во времена СССР заведение, ныне радикально секвестрированное, работает три дня в неделю, так как загубили промышленность. Свояк комментирует: «Во всем Путин виноват». Безнадежно зомбированные люди. 

Теперь нам по фигу, что творится в других странах, ранее называемых братскими. Нам следует продвигать собственное образование. О крупице опыта извещает ТАСС: 

«С 1 января 2021 года школьники из Свердловской области, отличившиеся на всероссийских олимпиадах, будут награждаться денежными премиями. Именно с этого момента вступят в силу изменения в указ губернатора «Об учреждении ежегодной премии для учащихся общеобразовательных организаций, проявивших выдающиеся способности в интеллектуальной, спортивной, социально значимой и творческой деятельности». Так, победители регионального этапа смогут рассчитывать на вознаграждение в 40 тыс. рублей. Призеры заключительного этапа – 70 тысяч рублей. По 100 тысяч рублей полагается победителям заключительного этапа всероссийской олимпиады». 

Материальный стимул – дело великое. А может, опять-таки обратиться к американскому опыту – награждать отличившихся «бедагогов» Шнобелевскими премиями? Кстати, первыми обладателями «призов» стали отделы образования из штатов Канзас и Колорадо. Там всё всерьез. Премия вручена за научный трактат под названием «О восприятии и распознавании псевдоглубокомысленной бессмыслицы». В наших вузах такое преподносят легко. Вот ещё «шнобель» за научно доказанный факт: блохи, живущие на собаках, прыгают дальше, чем блохи, обитающие на кошках. Много лет ухлопали на этакое научное свершение, сколько блох переловили. Дуракам закон не писан. 

В родном Отечестве претендентов – море разливанное: ну, 30% – школы дура… извините, слабых. «Увы, премий всего десять», – просвещает издание «РБК daily». 

У них, в стране великой демократии, процедура награждения продумана скрупулезно: летают бумажные самолетики, сверкают медали из фольги в виде клацающих челюстей. А вот настоящие нобелевцы: в фесках, с накладными носами-шнобелями. Они вручают. Бурные аплодисменты, переходящие в овацию. 

Мы бы тоже похлопали. Дуракам закон не писан. И тут как тут «Литературная газета» с вопросом: 

– Где тот мудрец, который напишет закон для дураков? 

Наши читатели, поди-ка, в курсе, в каких учебных заведениях куют кадры «шнобелей». 

Юрий МАШИНОВ 

Евгений КРАН /рис./


45934