КРЕСТНЫЙ ХОД
Палящий зной. Желтеющие посевы. Гибнущий на корню урожай. Каждое утро крестьянин с надеждой смотрит на небо. Но там – ни облачка. Лето 2020 года выдалось аномальным. Столбик термометра редко опускался ниже тридцати градусов.
Такие годы случались и раньше. И тогда православный люд призывал на помощь чудотворную Смоленско-Суерскую икону Божией Матери – главную святыню храма преподобного Серафима Саровского, возрожденного из руин в Суерке (ныне Упоровский район). История этой особо чтимой православными иконы окутана дымкой легенд и преданий. Например, мало кто знает, что после закрытия храма в Суерке в советское время она была крестным ходом перенесена в Ялуторовск, где более шестидесяти лет пребывала в Успенско- Никольской церкви.
О чудодейственной силе Суерской иконы складывались легенды, которые передавались из поколения в поколение. Они зафиксированы в различных исторических источниках, в том числе и в «Тобольских епархиальных ведомостях», выпускавшихся братством святого великомученика Димитрия Солунского.
Зафиксирован в этом документе эпизод, касающийся нашего города: «Жители ялуторовские старые, а от них пожилые и молодые, рассказывали и рассказывают, что лето 1770 года в Ялуторовском округе было засушливое, а оттого неурожайное. Весна 1771 г. началась также засухою. Поэтому горожане ялуторовские … вошли прошением к епархиальному начальству о дозволении носить св. икону Божией Матери в гор. Ялуторовск. На этом прошении преосвященный Варлаам, архиепископ Тобольский, изволил положить следующую резолюцию: «Велеть св. икону Пр. Богородицы, по их прошению, приносить в Ялуторовск, но с подобающим благочинием и паче в трезвости и с постом, а лучше бы в постное время, когда сподобнее для народу». На основании этой резолюции Ялуторовское духовное правление постановило: в текущем году принести икону 14 сентября, а затем приносить ее в первое воскресенье Петрова поста.
И чудо, как утверждает автор статьи, произошло в 1772 году: как только святую икону понесли из Суерской слободы, тотчас пошел сильный дождь, продолжавшийся трое суток, «хлеба и травы, к радости жителей, оживились, тогда как лето 1772 г., подобно двум предыдущим, не предвещало урожая, потому что началось засухою и худым ростом хлебов и трав».
Церемониал выноса иконы и маршрут следования устанавливала Тобольская Духовная Консистория. С понедельника и вторника на первой седмице Петрова поста начинали появляться в Суерской слободе богомольцы из ближних и дальних сел и деревень Ишимского, Курганского, Тюменского, Ялуторовского округов. В среду, а особенно в четверг, скапливались уже тысячи человек. В четверг к вечерне приезжали из Ялуторовска священнослужители. Начиналось всенощное бдение. Назавтра служба продолжалась с самого утра.
После окончания Божественной литургии и других обязательных действий икону в ходовом киоте несут в сторону деревни Пушкаревой. Общественный молебен устраивается на поскотине, однако по просьбе некоторых верующих икону заносят в дома и во дворы, где тоже совершаются молебны. Другие остановки на пути следования – деревни Глубокая, Карасья, Лыбаева. Затем икона переправляется в деревню Памятную, чуть выше впадения Исети в Тобол, по мосту либо на пароме.
Зрелище непередаваемое: «Жители стоят с св. иконами из часовни и пуками зажженных перед ними свеч. Все с молитвою на устах и в сердце ожидают приближения святыни. При вечерней заре величественна эта картина немого ожидания; священны и торжественны эти минуты. Лишь только св. икона ступит на берег, как усердствующие с благоговением стараются кто приложиться к ней, кто взять ее на свои руки, и смена при несении св. иконы одних другими продолжается до самой часовни беспрерывно. Пред часовнею служится молебен с водоосвящением и прочитывается акафист. После молебна св. икона вносится в часовню, где служатся, один за другим, по просьбе, молебны часов до 11-ти. Около 8 час. другого дня икона износится из деревни Памятной в сопровождении икон из часовни и священноцерковнослужителей, которые, отпевши с акафистом и водосвятием молебен за деревней, начинают шествие в Ялуторовск.
При входе в город встречают святую икону обеих (теперь 3-х) градских церквей священноцерковнослужители с крестами, иконами и хоругвями, и, по целовании св. иконы настоятелем собора, священная процессия отправляется в Вознесенскую церковь, где, по вносе иконы, начинается Божественная литургия».
В Ялуторовске святая икона находилась две недели. Сразу же после литургии в Вознесенской церкви ее переносили в главный храм города – Сретенский собор. Здесь она гостила неделю до следующего воскресного дня. В эту седмицу соборный притч успевал отслужить молебны почти для всего прихода, как городского, так и деревенского, в том числе и на дому, обойти с местным притчем Бердюжский приход, деревни которого были приписаны к собору. Во второе воскресенье Петрова поста икона переносилась «при крестном хождении круг города» в Вознесенскую церковь, где также находилась неделю, в течение которой церковный притч совершал молебны по желанию каждого прихожанина. Потом, вернувшись в собор, отправлялась в обратный путь в Суерскую слободу.
Эта традиция, в видоизмененной форме, возобновилась в наши дни. Правда, нынче из-за коронавируса чудотворную икону из Суерки в Ялуторовск не доставляли.
НА СНИМКЕ: крестный ход с чудотворной иконой
Павел БЕЛОГЛАЗОВ