«ХОДИШЬ, ХОДИШЬ В ШКОЛУ…»

НЕГАСНУЩИЕ ЗВЁЗДЫ 

Именно эта фраза из культового сериала «Большая перемена» на долгое время стала визитной карточкой замечательного актера Виктора Проскурина. И хотя он не раз признавался, что нелепый, но такой обаятельный Генка Ляпишев совсем на него не похож, в нашем сознании Проскурин ассоциировался с данным героем. Потом появились образы провинциального циничного купца, не готового помочь своей давней подруге из ленты Эльдара Рязанова «Жестокий романс», и ершистый, но правильный капитан из картины «Выйти замуж за капитана». На днях мы попрощались с народным артистом России Виктором Проскуриным. 

Как это часто бывает, на прощании прозвучало много теплых слов, по телевидению стали показывать записи передач и фильмы с участием актера, и мы словно заново открывали его, потому что в отличие от многих медийных лиц современности Проскурин не очень откровенничал. Хотя и не делал секрета из своей биографии, в том числе и из личной жизни. А тут поговорить было о чем, все-таки пять жен, и каждая история любви достойна отдельной главы. Но у Проскурина хватало такта обо всех говорить только хорошее. Все роли Проскурина отличаются глубоким погружением в образ. Он учился в школе рабочей молодежи, отсюда прекрасное понимание своего Генки, которому больше хотелось на танцы, чем вечером на занятия. Но смог преодолеть себя, как и когда-то сам Виктор. А ведь вначале не хотел грызть гранит науки и вообще мечтал поступить в цирковое училище и стать клоуном. Но его не приняли, и сей факт как раз перевернул всю его судьбу. 

Впрочем, сам он тоже не раз находил способ перевернуть судьбу как личную, так и творческую. И даже в трудные для кино постсоветские времена получал роли. Пусть они были и не такого уровня, и не так всенародно любимы. 

Виктор Проскурин родился 8 февраля 1952 года в городе Атбасаре (ныне Акмолинская область Казахстана), где его беременная мать была в командировке с отцом, сопровождавшим железнодорожные вагоны и рефрижераторы. В Актюбинске родители оформили документы на ребёнка и привезли его в Москву, где в бараках столичной окраины и прошло детство мальчика. 

В школьные годы посещал литературный кружок, потом театральную студию в Доме пионеров имени Павлика Андреева на улице Большая Полянка. Там его заметила ассистентка режиссёра киностудии имени М. Горького, предложила сняться в кино. Таким образом, Витя дебютировал в 1968 году, ещё до поступления в театральный вуз, сыграв роль в фильме режиссёра Юрия Победоносцева «Орлята Чапая». Съёмки проходили в Крыму, поэтому он на это время был зачислен на учёбу в одну из ялтинских школ. 10-й класс окончил в вечерней школе, так как из средней общеобразовательной ушёл (по его словам – он её перерос, работал станочником в экспериментальном цехе на фетрообувной фабрике, очень хорошо зарабатывал). 

После школы сдавал экзамены в Школу-студию МХАТ (не был принят из-за невысокого роста), театральное училище имени Щепкина, ГИТИС (на экзамене отметился скандалом с экзаменатором), дважды поступал в Щукинское училище. При первом поступлении на приёмной комиссии спросили: «Молодой человек, у вас же нет глаз. Что вы будете делать с таким лицом на сцене?». Со второго раза, также недобрав проходной балл, был принят по дополнительному набору. С его слов, написанное им на вступительных экзаменах сочинение вошло в историю училища как рекордное по числу грамматических и стилистических ошибок. 

Студентом снялся в телевизионном сериале «Назначение» с Еленой Кореневой и Анатолием Азо, который оказался неудачным и слабым. Однако благодаря партнёрше познакомился с её отцом – режиссёром Алексеем Кореневым – и получил приглашение сниматься в фильме «Большая перемена» в роли Генки Ляпишева. 

В 1973 году окончил театральное училище имени Щукина, был принят в Театр на Таганке, но там не сработался в коллективе. В том же году получил предложение от Марка Захарова перейти в Московский театр Ленинского комсомола, где сразу сыграл роль Палача в «Тиле Уленшпигеле». Получил известность в московских театральных кругах, сыграв в 1977 году роль Сергея Луконина в спектакле «Парень из нашего города» по пьесе Константина Симонова. В 1988 году ушёл из театра со скандалом. И начал играть в театре имени М. Н. Ермоловой. В августе 2012 года окончательно покинул и его по собственному желанию, так как около 20 лет не выходил на сцену. 

Стал широко известен массовому зрителю после исполнения ролей Гены Ляпишева в телефильме «Большая перемена» и капитана погранвойск КГБ СССР Блинова в кинофильме «Выйти замуж за капитана». Среди запомнившихся киноперсонажей Проскурина – Герман из «Пиковой дамы», Новиков из «Военно-полевого романа», а также Сталин, которого актёр сыграл в фильме по повести Б. Пильняка «Повесть непогашенной луны». 

В середине 1990-х годов попал в автоаварию, получил травму ноги, после которой несколько лет ходил с тростью. В мае 2007 года перенёс сложную операцию на суставах кисти руки из-за старой травмы. Писал стихи, увлекался энтомологией. 

На прощании многие его коллеги опровергали слухи о сложном характере Проскурина, называя все его метания и споры с режиссерами творческим поиском. Но теперь уже не имеет значение, каким способом актер добивался нужного результата. Главное, он был. И теперь благодаря пленке остались его потрясающие роли. 

Юлия КОНКИНА /фото из открытых источников/


45821