НАБЛЮДЕНИЯ
– Леша, иди кушать, – в который раз из окна дачного домика зовет бабушка. Однако Леха (так обращаюсь к нему я) упорно молчит.
Я-то знаю, что он не придет, пока не заколотит последний гвоздь в обрезок доски. Минут десять назад этот пятилетний проказник подошел ко мне деловой походкой и потребовал:
– Деда, дай молоток!
– Зачем? – спрашиваю, подбрасывая в буржуйку очередную порцию сухих веток.
– Я гвозди молоточить буду, – объясняет Леха.
Зная его настырный характер, подаю молоток и вижу, как он устраивается за вишней и начинает «молоточить». С учетом возраста, забивает гвозди вполне сноровисто.
«Пусть с детства привыкает, пригодится в жизни», – размышляю я, вспоминая взрослых неумех, которые и молотка в руках не держали. Про таких в народе говорят: гвоздя забить не может; руки не оттуда растут. Про Леху такого не скажешь. Забитые им гвозди порой гвоздодером с трудом вытащишь. Он пройти мимо не может, если кто-то работает. Бабушка носит перегной на грядки, он тут как тут с детской тачкой, требует нагрузить. Начинают мыть машину, бежит с тряпкой…
Летом решили на даче переложить печку. Пригласили печника. Чтобы ускорить работу, стали переносить кирпичи поближе к месту кладки. Наш пострел и тут поспел. Прибежал со своей тачкой: накладывай ему кирпичи!
Иногда неугомонному работнику приходится отказывать. Стал просить рубанок.
– Это еще зачем? – спрашиваю.
– Я доску рубанить буду, бабушка просила.
Никакую доску бабушка, конечно, не просила, просто был разговор, что хорошо бы огородить грядку. А внук подслушал и решил помочь. Удивительно, что рубанком мы практически не пользовались, разве что изредка. А он запомнил, и вот: «Дай!».
Весной, когда земля уже подсохла, взрослые, вооружившись граблями, сгребали вокруг домика сухие листья и прошлогоднюю траву. Леха тут же принялся требовать инвентарь.. Лишнего не оказалось. Он – в крик! Еле успокоили. Пообещали, что дадим ему грабли после того, как все устанут, и будем работать с ним в свое удовольствие.
Вспомнив Лехины словечки (молоточить, рубанить), как бы между прочим спрашиваю:
– Леша, а что ты граблями делать будешь?
– Как что?! Грабелить!
Однажды я стал рассказывать знакомому о лингвистических способностях внука, тот усмехнулся:
– И у нас внучка такая же подрастает. Тоже грабли требовала, говорит: «Я ими буду листья грабить…».
Конечно, дети сейчас другие, знают больше, чем мы в их возрасте. У них смартфоны, планшеты, компьютеры, которыми они владеют гораздо лучше, чем их бабушки и дедушки. Но все равно самое главное для любого ребенка – это возможность полноправного участия в жизни. Им интересно не только играть и развлекаться со сверстниками, но и помогать взрослым, трудиться с ними наравне, чувствовать их одобрение и уважение. Хорошо бы не забывать об этом родителям.
Александр ШУЛИНИН