СУДОСТРОИТЕЛЬНЫЙ, «ТАНКОВЫЙ», ВЕСОВОЙ

ИСТОРИИ СТРОКИ 

На левом берегу Туры в 1863 году инженер Гектор Гуллет организовал филиал екатеринбургского механического завода. Педприятие стало строить в Тюмени пароходы, железные баржи. Кроме того, выпускать мукомольные мельницы, лесопильное оборудование, аппараты и приборы для винокуренных заводов, водоподъемные машины. Площадка первого судостроительного в годы Великой Отечественной войны служила легендарному заводу «Цепи Галля».

АНГЛИЙСКИЙ ПОДДАННЫЙ 

Механик-судостроитель Гектор Гуллет переехал в Россию в 1830- 1840-х годах в надежде успешно развернуть собственное дело. Сперва Гектор Иванович работал по найму в фирме «Гакс и Тет». Затем стал совладельцем заводов Гакса в Екатеринбурге и Кунгуре. Он же основал судостроительный завод в Перми, и вот – первый русский город за Уралом. 

Инженер Константин Гакс устраивал и налаживал в Тюмени машины водопровода, был доверенным лицом на заводе своего соотечественника Гуллета. Потом Гакса сменил другой доверенный, тоже англичанин – Пирсон. 

В 1871 году в Тюмени проходила промышленная выставка, собравшая предпринимателей Сибири и Урала. Завод Гуллета, представивший разные виды изделий, занял ведущее место. Этому успеху радовались родные Гектора Ивановича. В 1866 году Гуллет покинул бренный мир. Его дело успешно продолжал инженер Константин Лонгинов, женатый на старшей дочери Гуллета – Марии. 

Энергичный зять вкладывал все свои силы в развитие предприятия. На заводе трудилось более 200 рабочих, с приходом весны, когда наступали сезонные работы, число их достигало до 800. 

Купец 1-й гильдии Лонгинов имел обширную усадьбу. Но в 1873 году последовал финансовый крах. Предприниматель покинул Тюмень, обосновался с семьей и тещей в Санкт-Петербурге. 

Судостроительный завод менял владельцев, но выпуск продукции продолжался. В 1892 году по заказу барнаульской купчихи Евдокии Мельниковой был построен первый в Сибири пассажирский пароход «Кормилец». На этом заводе собран и пароход «Русь». Известно, что в августе 1917 года суда с такими названиями участвовали в отправке в тобольскую ссылку свергнутого императора Николая II и его семьи. 

После революции здесь поселилась артель кустарей, в которой вручную катали валенки. Артель выросла в пимокатный завод «Угольник». В марте 1922-го предприятие выпустило до 2 тыс. пар обуви. С июля 1922 года по февраль 1923-го была проведена реконструкция: «Производство в заводе систематизировано. Завод оборудован хорошо. Имеется паровое отопление и машинное отделение…», – сообщает газета «Трудовой набат» за 1924 год. Заведение мануфактурного типа переросло в фабрику. В 1930-е она перебралась на место бывшей скотобойни, в специально построенные здания. Так появилась сапоговаляльная фабрика им. Челюскинцев, а улицу, где предприятие располагалось, назвали Фабричной. 

Обжитая производственная площадка на берегу Туры в 1941 году приняла эвакуированный из Киева завод «Цепи Галля», ему был присвоен номер 5. 

«ПРИСТУПИТЬ К ИЗГОТОВЛЕНИЮ ПИСТОЛЕТОВ-ПУЛЕМЕТОВ» 

Название предприятия звучало необычно. Многие тюменцы удивлялись: какие цепи Гали? Кто такая эта Галля? Оказывается, это имя французского инженера-изобретателя Андре Галля, в 1829 году он запатентовал роликовую цепь. 

Старожил Евгений Викторович Соколов поясняет: «Завод располагался на территории с западной стороны от Челюскинского моста (которого тогда, конечно же, не существовало) и тянулся к фанерокомбинату. Огорожен был высоким деревянным забором, из-за которого виднелись корпуса цехов. Между забором и рекой была свалка металлолома, она и влекла мальчишек на подвиги. Когда-то я рассматривал с моста этот район, но никаких следов бывшего завода не обнаружил». 

В военное время здесь кипела работа. Историк Игорь Ермаков отмечает: «2 декабря 1941-го в цехах завода приступили к изготовлению пистолетов-пулеметов ППШ, опытный образец которых был изготовлен уже к 20 декабря. Коллектив предприятия включился в выполнение заказов для фронта. 

С 11 ноября 1942 года все цеха предприятия перешли на круглосуточный режим работы. Каждый цех специализировался на определенном виде продукции. Цех №2 выпускал знаки различия, столовые и чайные ложки, цеха №3 и №4 – лыжи для фронта и цепи для комбайнов и т. д». 

Цепи Галля широко используются в технике, а так как завод работал на оборону, тюменцы стали называть его – «танковым». В декабре 1942-го производственный план был выполнен на 142,2 процента. Рабочие активно участвовали в социалистическом соревновании. В марте 1943 года в цехах начали производиться узлы для телефонных катушек типа ТК-9. Они использовались на фронте и в тылу». В этом же году на предприятии было развернуто движение фронтовых бригад. Два цеха получили переходящие Красные знамена. 

КОМСОМОЛЬЦЫ ЗЫКОВ И СИДОРОВ 

3 апреля 1945 года Евгению Соколову довелось побывать на заводе. Эту дату он запомнил навсегда, до мельчайших подробностей. В тот день рабочие завода «Цепи Галля» спасли ему жизнь. 

Дело было так. Юный Женя Соколов благополучно прошёл по тропинке через Туру. Набил карманы металлическими шайбочками, которые валялись у заводского забора, и двинулся в обратный путь. 

Но лед был некрепкий, и мальчик провалился. Пытался выкарабкаться, ложился всем телом на лед. Тщетно! Холодная вода тянула ко дну. 

Из цеха, почуя неладное, выскочили двое рабочих. Один из них вырвал из забора доску, и смельчаки поползли по тонкому льду. Едва живого Женю вытащили, сами парни тоже с трудом выбрались из ледяной воды. Мальчик потерял сознание, его скорей принесли в теплое помещение. 

Когда Женя пришел в себя, услышал радостное: «Очнулся, слава Богу!» Одежду его заботливо просушили. Сапоги были сыроваты, и ему дали тапки. Не ругали, спросили только: «Зачем ты этих железяк набрал? Они тебя чуть на дно не утянули». Мальчик ответил: «Приспособлю куда-нибудь». Ему разрешили выбрать из ящика новые, не ржавые. 

Евгений Викторович вспоминает: «Привели меня к директору. Он расспрашивает: кто родители, где живу, как учусь? Потом директор говорит: «Ты, наверное, проголодался?» Принесли мне обед прямо в его кабинет. Взрослая порция борща, на второе – котлета с кашей, компот. Я с удовольствием смякал! Поблагодарил. «Ну, погуляй по цехам», – разрешил директор. А что в цехах? Станки гудят, шипят, тарахтят. Все работают, все при деле. Я хожу, спасенный экскурсант. Вот и сапоги мои высохли…». 

Отважные парни по поручению директора проводили мальчика домой. 

Через много лет Евгений Викторович узнал имена своих спасителей. В областном архиве сохранились документы по заводу «Цепи Галля». В приказе № 62 от 6 апреля 1945 года сказано: «За самоотверженный поступок, выразившийся в спасении тонувшего на реке мальчика, комсомольцам Сидорову и Зыкову объявляю благодарность. И.о. директора завода Файнерман». 

«Сидоров и Зыков работали слесарями цеха №1, были членами добровольной пожарной дружины. Директор завода Полищук с 22 марта выезжал в командировку в Москву, обязанности директора исполнял главный инженер завода тов. Файнерман Ю.Ш. Это он меня обедом накормил, – продолжает рассказ Евгений Соколов. – Из других документов узнал, что Зыкову Д.В. был установлен 11-часовой рабочий день, а Сидорову И.И. – 8-ми часовой. На уборку урожая согласно распоряжению райкома ВКП(б) были командированы 12 человек. Среди них – Сидоров. Картошку, значит, ездили копать, Зыкова в списке нет. 

В приказах завода я ловил ставшие родными мне имена. В 1945-м тов. Сидорова, слесаря- инструментальщика со 2-го разряда перевели в 3-й. Повысили… А 16 июля 45-го за опоздание на работу на 19 минут ему объявили выговор. Зыкова тоже повысили: с 3-го разряда на 4-й. На 12 рабочих дней с 13 сентября по 26-е Сидорову предоставили профотпуск. За высокую производительность труда в соцсоревновании и в связи с 28-й годовщиной Октябрьской революции премировали ордерами на промтовары: Зыкову – ордер на 2 подушечные наволочки. В списке 36 человек награжденных, тов. Сидорову ничего не дали… 

Столько времени прошло, очень хотелось найти родственников этих комсомольцев, делал запросы, увы…». 

Спасенный славными парнями Евгений Соколов после школы с отличием окончил Краснокутское летное училище гражданского воздушного флота. В 1961 году пришел работать на Ан-2 в Тюменский аэропорт Плеханово. Евгений Викторович, пилот гражданской авиации 1 класса, всю жизнь посвятил этой романтичной профессии. 

Завод «Цепи Галля» после вой- ны перешел на мирные виды продукции. История, начатая инженером Гуллетом, нашла свое продолжение спустя десятилетия. Предприятие выпускало баржи, грузоподъемные катера, плавучие подъемные краны, буксиры, речные трамваи, катера для спасательных станций. Но более всего завод специализировался на производстве весостроения, и вскоре его переименовали. С 1951 по 1968 годы это – Тюменский весовой завод, потом Тюменский приборостроительный завод Главточмашприбора. Здесь появились на свет знаменитые весы «Тюмень», получившие широкое распространение в СССР. Но завод располагался уже совсем в другом месте города, на улице Одесской... 

НА СНИМКАХ: пароход «Кормилец»; Евгений Соколов. 

Елена ДУБОВСКАЯ /фото автора/ 

 

 


45616