ЛИДЕРЫ
Ежегодно в Тюменской области проводится конкурс на звание лучшей автошколы. По итогам 2019 года почётное звание лидера автоподготовки региона завоевал (далеко не в первый раз!) коллектив учебно-производственного комбината «Автомобилист». О том, из чего складывался успех, нашему корреспонденту рассказал генеральный директор УПК «Автомобилист», заслуженный работник транспорта Российской Федерации Алексей ШУКШИН. Но разговор получился не совсем праздничным. Слишком много проблем связано с подготовкой водителей, о чём нельзя умолчать. А тут еще новая напасть на дворе – Covid‑19, что могло не сказаться и на деятельности автошкол.
– Алексей Андреевич, как вашей школе удалось в условиях жёсткой конкуренции снова отстоять звание лидера?
– «Удалось» – пожалуй, не совсем точное слово. Нам не пришлось прилагать какие-то дополнительные усилия, чего-то придумывать, чтобы обойти соперников. Мы работали, как обычно, как всегда, как привыкли за много лет. Напомню: нынче «Автомобилисту» исполняется 62 года, это старейшее учебное заведение области «автомобильного» профиля. Основные принципы остались неизменными: работать открыто, прозрачно, на совесть. Думая в первую очередь не о прибылях, а об уровне подготовки водителей. Именно эти принципы объединили всех нас в крепкий, сплочённый коллектив, коллектив единомышленников. И это не громкие слова: достаточно сказать, что у нас минимальная, какая только может быть, текучесть кадров. Скажу без преувеличения: такого уровня стабильности нет ни в одной другой автошколе Тюменской области.
Стабильность обусловлена и тем, что все работники УПК «Автомобилист» устроены официально, нет и речи, скажем, о том, чтобы кто-то получал зарплату в конверте. Всё официально, открыто, прозрачно. Всё, как положено: зарплата вовремя, больничные листы оплачиваются, отпуска предоставляются… Вот эта кадровая политика, этот подход к формированию коллектива, плюс чёткая организация работы, видимо, и обеспечивают неплохие показатели на выходе.
Добавлю: стабильность для каждого нашего работника – это и уверенность в завтрашнем дне, уверенность в том, что в любых, самых сложных обстоятельствах родное предприятие поможет, не оставит один на один с бедой. Иллюстрация сегодняшнего дня: грянул коронавирус, из-за запрета мы два месяца не работали, но все получили зарплату, и получили вовремя. Хотя за эти два месяца комбинат понёс немалые убытки. Доходов не было, а расходы никуда не делись. В том числе это налоги, перечисления в пенсионный и прочие фонды, никто нас от наших обязательств не освободил. Хотя на самом высоком уровне было провозглашено: в этот трудный период малому и среднему бизнесу будут оказаны помощь и поддержка. В том числе по части налогов, льготных кредитов… Работникам тех предприятий, которые сохранят численность коллектива не менее 90 процентов, были обещаны ежемесячные субсидии в размере минимальной оплаты труда… Но, как оказалось, эти обещания касаются не всех предприятий малого и среднего бизнеса, а лишь тех, что вошли в специальный список пострадавших от пандемии. Нас в этом списке нет. И никакой поддержки государство нам не оказало.
– То есть автошколы от пандемии и карантина как бы не пострадали?
– Ещё как пострадали! Для некоторых удар по финансам за эти два месяца стал чуть ли не роковым. Во многих школах задерживают зарплаты, переходят на укороченный рабочий день, где-то пошли на сокращение штатов… У нас ситуация получше, потому что крепче других стоим на ногах, кроме того, привыкли не жить одним днём, вести хозяйство рачительно, иметь «заначку» на чёрный день. Но ведь чёрный день наступил, мы перешли к проеданию финансовой «подушки безопасности». Хорошо, что с 1 июня нам разрешили вновь открыться, мы приступили к работе и начнём снова зарабатывать себе на жизнь. Однако образовавшаяся дыра в финансах ещё долго будет сказываться на работе предприятия. Некоторые запланированные ранее расходы (на укрепление учебно-материальной базы, на приобретение нового учебного транспорта, нового оборудования и т. д.) теперь придётся отложить. Я не понимаю, как в Правительстве Российской Федерации, расставляя предприятия того или иного вида экономической деятельности по полочкам (те, кто на этой полочке, пострадали, и им нужно помогать, а те, кто на той полочке, пусть выкручиваются сами). Хочется верить, что это чистое недоразумение, которое может быть исправлено.
Понятно, что нам немножко обидно. Мы сохранили коллектив даже не на 90, а на все 100 процентов – но члены нашего коллектива не могут претендовать на получение денежной компенсации в размере МРОТ, поскольку предприятия нет в льготном списке. Не попадают автошколы и под директиву – освободить малый и средний бизнес от налогов, кроме НДС.
Для нашей автошколы налоги – это серьёзный момент. Особенно налог на землю. Мы же имеем большую территорию, необходимую для подготовки водителей буквально всех категорий. Мы даже обучаем людей управляться с различными видами тракторной техники, готовим водителей погрузчиков, экскаваторщиков. Два месяца всё стояло, в том числе автодром был закрыт – а налог на землю мы заплатили, это серьёзная сумма. Поэтому понимание и поддержка со стороны государства нам бы очень не помешали.
– Вы пытались доказать свою правоту, куда-то обращались?
– Конечно. Сначала в налоговые органы. Получили отказ. Затем руководители нескольких автошкол Тюмени написали письмо уполномоченному по защите прав предпринимателей в Тюменской области Ларисе Невидайло. Она дала понять, что разделяет наше беспокойство, по её мнению, неоднократно озвученному в прессе. Многие предприятия, пострадавшие от пандемии, не могут рассчитывать на меры поддержки в связи с тем, что их основной код из общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД) не входит в перечень пострадавших. Собственно говоря, о том, что автошколы попали в «неправильный» ОКВЭД, я как раз и упоминал. Лариса Невидайло сообщила, что направила наши предложения наверх, в том числе председателю Правительства Российской Федерации Михаилу Мишустину. Теперь мы вместе с ней ожидаем реакции Москвы.
– Алексей Андреевич, поговорим о победе вашей автошколы в конкурсе. Какими параметрами руководствовалась конкурсная комиссия?
– Основные критерии – процент сдачи курсантами государственного экзамена с первого раза, количество аварий, совершённых выпускниками школы со стажем вождения не более двух лет. Кроме того, учитывается степень оснащения автошколы современным учебным оборудованием, участие коллектива в мероприятиях по безопасности дорожного движения. Могу сказать без преувеличения: по каждому из этих критериев мы оказались на высоте.
Ежегодно на протяжении уже 20 лет на базе именно УПК «Автомобилист» проводятся областные соревнования водителей автобусов. Факт, говорящий сам за себя: среди призёров этих состязаний немало выпускников нашей автошколы. Мало того, они успешно выступают и на всероссийских соревнованиях. А в прошлом году этот конкурс состоялся в Тюмени, почётное право организовать и провести его было предоставлено нашему учебно-производственному комбинату. Мы провели это мероприятие достойно, за что нас отметило Министерство транспорта РФ.
Важный момент: с некоторых пор в различных конкурсах водителей участвуют мастера по обучению вождению, работающие в УПК «Автомобилист». Среди них два чемпиона России – в 2015 году в городе Иваново им стал Александр Рабканов, в прошлом году здесь, в Тюмени, этот титул завоевал Фёдор Третьяков. Скажите, какая ещё автошкола в Тюменской области может похвалиться такими работниками? Без сомнения, наша автошкола победила ещё и потому, что имеет в штате профессионалов высокого класса. У таких мастеров будущим водителям, несомненно, есть чему поучиться.
– Совершенно верно, любой успех – это люди. Могли бы вы назвать тех, кто является опорой коллектива?
– Непростой вопрос. У нас все без исключения профессионалы своего дела. Ну вот, навскидку: преподаватели Алексей Квашнин, Дмитрий Перевалов, Артём Шукшин, медсестра Людмила Десятова. Среди мастеров вождения первым назову Владимира Дундукова. Владимир Петрович на сегодняшний день имеет стаж работы на комбинате 40 лет! Отлично работают мастера Сергей Накоряков, уже упомянутый Александр Рабканов (молодой, но на комбинате уже больше 10 лет). Фёдор Третьяков в штате всего два года, но не уступает самым опытным мастерам.
– Алексей Андреевич, может быть, вы дадите какие-то советы другим автошколам, и это помогло бы им занимать более высокие места на конкурсах? Что они упускают в своей работе? Какие делают ошибки? Скажем так, дружеские советы, наверное, они были бы многим не лишними.
– Дружеские советы дать можно. Но будут ли они столь же доброжелательно восприняты? Суть (и проблема) в том, что между тюменскими автошколами существует довольно серьёзная разобщенность. К сожалению, нет должного взаимодействия между руководителями автошкол. А есть жесточайшая конкуренция вплоть до, не побоюсь этого слова, вражды.
– Вражды?!
– Да, представьте. Порой в мой адрес приходят по Интернету анонимные послания, где содержатся чуть ли не угрозы. Анонимы постоянно пытаются к чему-то придраться, например, к оформлению наших учебных автомобилей. Да, наши машины оформлены достаточно скромно, да, может быть, по маркетингу, умению красиво себя преподнести мы недорабатываем, да, наша реклама не такая броская, как у некоторых школ. Но на самом деле, думаю, дело не в том, как выглядит в глазах конкурентов наш учебный автотранспорт, а в обыкновенной зависти. У нас современная учебно-материальная база, просторный, хорошо оборудованный автодром, отлично подготовленные кадры. У нас традиции (ещё с советских времён) качественной подготовки водителей, которыми мы гордимся и которые активно используем.
Конкурировать? Мы не против. Давайте, нет проблем. Но конкурировать честно, открыто, и только по одному критерию – качеству подготовки водителей. На деле мы нередко видим примеры откровенно недобросовестной конкуренции, основанной в том числе на прямом обмане потребителей. И на первом месте здесь демпинг. Заманивают на обучение по неправдоподобно низкой цене, а по итогу ценник оказывается в два-три раза выше.
Ваша газета неоднократно поднимала эту тему, но, к сожалению, ситуация к лучшему пока не меняется. Увы, методы подобной борьбы между автошколами (не конкуренции, а именно борьбы) широко распространены, взаимоотношения между руководителями учебных заведений явно нездоровые. И тем не менее я готов дать совет: пора кончать с этой междоусобицей и налаживать по крайней мере конструктивные (пусть пока не дружественные) отношения. Надо отбросить в сторону разногласия и взаимодействовать между собой. Ведь одно дело делаем, все вместе несём ответственность за качественную подготовку водителей, в конечном счёте, за безопасность движения на дорогах.
НА СНИМКАХ: инструктор по вождению Александр Рабканов отлично справляется со своими обязанностями; Алексей Шукшин.
Влад ГРАННИК /фото автора/