НЕИЗВЕСТНЫЕ СТРАНИЦЫ
Легендарный маршал Георгий Жуков в середине 1950-х годов, уже после смерти Сталина, инициировал массовое награждение ветеранов, побывавших в плену и благополучно прошедших так называемую фильтрацию. Так появился закрытый Указ Президиума ВС СССР от 27 января 1958 года, на основании которого сотни реабилитированных военнослужащих получили заслуженные награды Родины, в основном медали «За отвагу» и «Боевые заслуги».
Одновременно наградили и большую группу ветеранов, имевших ранения, но вернувшихся домой без наград.
Первым на эту эксклюзивную тему в нашем регионе вышел известный журналист, краевед и писатель Рафаэль Гольдберг, автор книг «Запрещенные солдаты», «Возвращенные имена» и других. Новые исследования станут основой еще одного издания реабилитационной серии.
СПИСКИ СОСТАВЛЯЛИ НА МЕСТАХ
По сведениям Гольдберга, первичный материал для наградного закрытого Указа набирался на местах силами сотрудников военных комиссариатов. Всего по Тюменской области список включал 103 фамилии, в том числе 38 – по Тюмени и 36 – по Ялуторовску. Военкомат в тот период в Ялуторовске возглавлял майор Анатолий Васильевич Тарасов. Именно им подписано 29 апреля 1957 года ходатайство, ушедшее наверх.
В этом документе – знакомые ялуторовчанам фамилии: пулеметчик Павел Зятьков, раненный под Старой Руссой, Николай Паньков и Александр Прудаев, механизаторы Бердюгинской и Ялуторовской МТС, Макел (Маркел) Иващук, проживавший в доме №7 лесозавода (скорее всего, он и работал на этом предприятии), рядовой Анатолий Первухин…
В гостях у его сына Алексея мне недавно удалось побывать при содействии еще одного обладателя этой фамилии – Александра.
КОРЕННАЯ ФАМИЛИЯ
Первухины упоминаются в первых архивных документах с момента основания города и вместе с ним прошли длительный исторический путь. Хозяин дома с гордостью показал нам семейный архив, в котором множество (завидки берут!) фотографий столетней давности. Увидели мы и ту самую медаль «За отвагу», и наградную книжку образца 1958 года, и фотографию человека, ради которого мы приехали, правда, не очень хорошего качества. К сожалению, не сохранилось ни одного его снимка в военной форме. Что, в общем-то, не совсем понятно. Родившийся в 1916 году Анатолий Дмитриевич успел отслужить кадровую службу еще до схватки с фашизмом. Едва привык к мирной жизни, призвали на фронт. А дальше – как у миллионов его сверстников. Тяжелые бои на границе с превосходящими силами противника. Ранение и – фашистская неволя до освобождения. После гитлеровских лагерей отсидел в наших. И еще успел послужить в армии. В Ялуторовск вернулся в 1946-47 годах. Вновь устроился на тот же завод сухого молока, откуда уходил на фронт. И в той же должности – электрик. Умер на рубеже двух веков.
– Отец почти ничего не рассказывал о том периоде своей жизни, – признался сын. – Разве что когда выпьет рюмку- другую…
Знаменательное совпадение: Алексей Анатольевич появился на свет как раз в 1958 году, когда произошла настоящая реабилитация отца. У него брат Николай и две сестры – Лариса и Надя.
ВСЕ – ТЕХНАРИ
Заглянув в родословную Первухиных, можно прийти к выводу, что мужская часть этой династии известна по технической линии.
На одной из раритетных фотографий мы видим Дмитрия Капитоновича Первухина, отца нашего героя, в прекрасно скроенном черном костюме. Его социальное положение в дореволюционном обществе подчеркивает подпись на обороте: «Мастер Томиловского молзавода, 1912. год, с помощниками». Мещанского звания дед, Капитон Александрович, тоже был не последним человеком в Ялуторовске. Достаточно взглянуть на еще одно уникальное фото 1910 года, на котором запечатлена его усадьба: дом с шестью окнами, выходящий на улицу Больничную (ныне Оболенскую), и флигель, не уступающий жилым строениям, с противопожарной стеной (брандмауэром), и тремя деревцами, заботливо обитыми дранкой.
Сын фронтовика, Алексей Анатольевич, в последние годы возглавлял конструкторский отдел в «Агропромэнерго». Когда вошел в его роскошный дом на улице Бахтиярова, то обомлел: вылитый Савва Иванович Мамонтов. А потом вспомнил, что в музейной театрализованной картинке на одном из Дней города он прекрасно дебютировал в роли мецената и предпринимателя.
Золотые руки и у Александра, с кем мы побывали в гостях у его родственника. Он известен как талантливый мастер ковки по металлу. Его изделия демонстрируются в музеях.
И снова – удивительная параллель: Александр Первухин получил за Афган самую почитаемую в солдатской среде медаль – «За отвагу».
Вот такие они, Первухины, родоначальники нашего города вместе с Гилёвыми и Ульяновыми!
НА СНИМКАХ: Анатолий Первухин; фото из семейного архива Первухиных.
Павел БЕЛОГЛАЗОВ