КРИМИНАЛ
Пьянка редко заканчивается по-доброму. Эту простую истину в полной мере испытали на себе участники жутковатой истории, в результате которой один человек чудом остался жив, а трое других оказались за высоким забором с колючей проволокой…
В тот ноябрьский вечер трое крепких молодых людей, внешне сильно напоминающих сотрудников правоохранительных органов, отмечали день рождения своего товарища в одном из тюменских кафе. Они выпивали весьма скромно, под хорошую закуску и вели себя вполне пристойно. Здесь же веселилась разношерстная, сугубо гражданская компания. По древнему закону застолья, все было тихо и мирно, но до поры до времени.
Потом, как водится, начались танцы. Для подогретых выпивкой посетителей в кафе всегда бывает мало места на танцевальной площадке, чтобы развернуться во всю бесшабашную ширь ликующей души. Вот и на этот раз одному из танцоров, горячему южному парню (назовем его Мурад), то ли наступили на любимую мозоль, то ли нечаянно толкнули. Внезапно возникшая недетская обида и неприязнь к обидчику усугубились тем, что он не видел, кто именно это сделал. А потому сразу решил, что это неудачно пошутил один из тех самых крепких ребят в штатском, в осанке которых и во взгляде он давно угадал представителей силовых структур. Мурад смело подошёл к их столику и потребовал извиниться, но был вежливо послан по известному адресу.
В следующую минуту южанин ринулся на кухню и, схватив там большую поварскую вилку, вернулся в зал, не скрывая своих намерений наказать (или хотя бы припугнуть) зарвавшихся нахалов. Следом за ним выбежала женщина, администратор кафе, и в короткой потасовке решительно отобрала опасное изделие из рук посетителя. Однако вскипевшая в жилах Мурада кровь уже не позволила ему успокоиться.
Дальнейшие события развивались стремительно и бестолково. Увидев прямо перед собой насмешливое лицо одного из своих обидчиков в штатском и понимая, что голыми руками его не возьмешь, Мурад выхватил из кармана самодельный складной нож. И уже в следующую секунду получил сокрушительный удар по голове барным стулом.
– Я на какое-то время потерял сознание, – рассказывал потом Мурад. – А когда очнулся, то ощутил, что меня тащат на улицу. Я попытался вырваться и убежать, но меня бросили на обледенелый асфальт и стали избивать руками, ногами и резиновой дубинкой по телу и голове.
К месту происшествия прибыл экипаж группы немедленного реагирования. «Ребята в штатском» предъявили им свои служебные удостоверения и коротко объявили, что забирают нетрезвого дебошира в свое ведомство. После чего запихнули окровавленного Мурада в свою машину и действительно доставили его на тренировочную базу своего управления.
Там силы окончательно покинули незадачливого танцора, и пришлось вызывать для него скорую помощь. Медики настояли на том, чтобы пострадавший был немедленно госпитализирован. Их опасения подтвердились: у пациента оказались множественные повреждения, включая закрытую черепно-мозговую травму, ушиб головного мозга, перелом костей носа, гематомы и ссадины по всему телу… Около трех недель Мурад провел на больничной койке. Шансы на дальнейшую полноценную жизнь оказались практически сведены к нулю.
***
Такова, вкратце, незатейливая фабула. Нельзя утверждать, что все события развивались именно в такой последовательности, а уж говорить о достоверности деталей вообще не приходится. И не это главное. Потому что куда интереснее то, что последовало дальше.
Уголовное дело было возбуждено лишь через несколько месяцев. Хотя в таких случаях по закону это должно было произойти немедленно. Но и дальше происходила такая канитель, чехарда и казуистика, что в любом цивилизованном государстве это вызвало бы по меньшей мере недоумение.
По месту работы подозреваемых, применивших неоправданную жестокость в отношении потерпевшего Мурада, провели служебное расследование. Пришли к выводу, что почти трезвые сотрудники пребывали в состоянии необходимой обороны. Поскольку «танцор» и впрямь был пьян, проявил необузданную агрессивность – хватался то за вилку, то за нож. (Согласитесь, несколько странно оправдывать троих хорошо подготовленных бойцов, не способных справиться с одним дебоширом более гуманным способом).
Выяснилось, что уголовное дело не возбуждалось так долго потому, что ответственные за это официальные лица никак не могли решить, кто именно должен этим заниматься. Дескать, «ребята в штатском» находились в тот злополучный вечер не при исполнении. Но та же служебная проверка установила: они выразили готовность доставить разбушевавшегося гражданина в свое управление, чтобы зарегистрировать и оформить его, как полагается, а потому фактически приступили к исполнению своих служебных обязанностей.
За те самые месяцы, безвозвратно утерянные для объективного расследования, предусматривающего опрос свидетелей, сбор исчерпывающей достоверной информации, многие участники событий успели что-то забыть, а о другом, наоборот, «вспомнить». Были предприняты известные попытки на кого-то повлиять, заручиться дружеской поддержкой, использовать связи…
Участникам затянувшейся эпопеи понадобилось исписать тонны бумаг, истрепать километры нервов, чтобы хоть на йоту склонить градус происходящего в свою пользу.
Дело было взято на контроль заместителем генпрокурора Генеральной прокуратуры РФ в УрФО. По результатам служебного разбирательства несколько руководящих работников были наказаны – «за отсутствие должного надзора, волокиту и недобросовестное отношение к служебным обязанностям».
…Жизнь причудлива, нередко жестока, но порой справедлива. Она каждому воздает по заслугам. Пришедший таки в себя после длительного лечения Мурад по приговору суда получил два года условно – за хулиганство. Трое «ребят в штатском», теперь уже бывшие офицеры, ушли в колонию строгого режима на четыре с половиной года каждый. Обескураженные арестанты еще долгое время продолжали настаивать на своей невиновности.
В свою очередь потерпевший хулиган и его адвокат остались категорически не согласными со столь мягким, на их взгляд, наказанием и не теряют надежды его обжаловать.
Куда важнее, на наш взгляд, вывод, который, хочется верить, сделают любители пьяных застолий. Ведь где гарантия, что вам не наступят на мозоль или не обрушат на пьяную голову тяжелый стул…
* * *
ДВЕ ИНОМАРКИ
Сотрудники Следственного управления регионального УМВД закончили расследование уголовного дела по факту хищения двух автомобилей, совершенного группой лиц по предварительному сговору.
Установлено, что в апреле прошлого года 39-летняя жительница Сургута организовала преступную схему, для реализации которой привлекла своих знакомых. В салонах Сургута и Тюмени фигуранты арендовали два авто марки «Toyota Camry», которые затем перегнали в Омск. Здесь их уже ждали заранее подысканные клиенты, купившие каждый автомобиль за 450 тысяч рублей. Вырученные деньги разделили между собой. Собственникам транспортных средств действиями участников преступной группы причинен материальный ущерб на общую сумму более 3,5 миллиона рублей.
Для установления и задержания злоумышленников сотрудниками регионального УМВД был организован широкий комплекс мероприятий: допрошен ряд свидетелей, произведены выемки, обыски и экспертизы. Фигурантам предъявлено объявление по ч. 4 ст. 159 Уголовного кодекса РФ «Мошенничество, совершенное организованной группой, либо в особо крупном размере». Санкция статьи предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок до 10 лет.
Как сообщает пресс-служба УМВД РФ по Тюменской области, в ходе расследования уголовного дела в Республике Казахстан обнаружен один из похищенных автомобилей, на который наложен арест. Принимаются меры для установления местонахождения второго авто. В настоящий момент материалы уголовного дела направлены в суд для рассмотрения по существу.
* * *
НЕЛЕГАЛЬНЫЙ АЛКОГОЛЬ
Сотрудники экономической безопасности и противодействия коррупции УМВД России по Тюменской области при проведении оперативно-розыскных и проверочных мероприятий обнаружили в складском помещении алкогольную продукцию, которая подлежит обязательной маркировке акцизными марками.
Полицейские установили и задержали лицо, арендовавшее данное помещение, им оказался житель г. Тюмени 1971 г. р. Как выяснилось, мужчина незаконно приобрел немаркированную спиртосодержащую продукцию на общую сумму свыше 9 млн рублей. Для временного хранения нелегального алкоголя с высоким содержанием спирта он арендовал складское помещение, в последующем планировал реализовать его на территории региона. В общей сложности из незаконного оборота изъято более 21 тысячи литров алкогольной продукции.
Пресс-служба УМВД РФ по Тюменской области сообщает: следователем Следственного управления УМВД России по Тюменской области возбуждено уголовное дело по части 6 статьи 171.1 Уголовного кодекса РФ «Приобретение, хранение, сбыт товаров и продукции без маркировки, предусмотренной законодательством Российской Федерации». Проводятся следственные действия, направленные на сбор доказательственной базы. Санкция статьи предусматривает максимальное наказание в виде лишения свободы на срок до шести лет.
Григорий ЗАПРУДИН /фото из открытых источников/