ОСТАТЬСЯ ПРИНЦЕССОЙ

КУМИРЫ 

«Принцесса» советского кинематографа, героиня классических постановок Евгения Симонова до сих пор играет персонажей на 20 лет моложе. И то, что творческая биография так складывается, конечно, удача и везение. Возраст, считает актриса, это не катастрофа, просто с годами требуется больше времени и денег на поддержание себя. В актерской судьбе все решает не возраст, главное – испытывать внутреннее удовлетворение, без страха смотреть в будущее и не стыдиться того, что осталось позади. 

Евгения Павловна родилась 1 июня 1955 года в Ленинграде в семье ученого и педагога. 

Интересна история происхож- дения отца Жени Павла Симонова. Дедушку девочки, Станислава Венедиктовича Станкевича, в 1937 году арестовали, а его жену отправили в ссылку. Мальчика приютил скульптор Василий Львович Симонов, который впоследствии дал ребенку свое отчество и фамилию. Поэтому, если говорить о национальности актрисы, стоит упомянуть и польские корни. 

Девочка решила попробовать поступить в театральный, поскольку тогда творческие вузы набирали абитуриентов в начале июня, а остальные «серьёзные» университеты проводили вступительные экзамены в конце августа, что оставляло Симоновой время на манёвр. 

По словам старшего брата, в молодости, во время учебы в «Щуке», весь курс Симоновой побывал у нее дома. А это небезызвестные Леонид Ярмольник, Альгис Арлаускис, Юрий Васильев. Последний стал первым серьезным увлечением Симоновой. Дело даже шло к свадьбе, если бы не знакомство Жени с Александром Кайдановским, в которого, говорят, нельзя было не влюбиться. 

Познакомилась Евгения с первым мужем во время работы над фильмом «Пропавшая экспедиция». Кайдановский сыграл в этой картине роль офицера Зимина. Мировую славу артисту принесла главная роль в кинофильме Андрея Тарковского «Сталкер». В браке с Александром у Евгении Симоновой родилась дочь Зоя, впоследствии тоже ставшая узнаваемой киноактрисой. 

Сейчас Зоя выступает на одной сцене с матерью в театре Маяковского, знакома зрителям по ролям в картинах "Иван Грозный", "С чего начинается Родина", "Склифософский". Зоя – мама трех детей, сына Алексея и дочерей: Варвары и Софьи. По паспорту Зоя – Симонова, отцовскую фамилию взяла как псевдоним. 

После развода с первым мужем избранником Симоновой стал коллега по актерскому цеху Дмитрий Полонский. Этот брак продлился чуть больше года. Сегодня артист известен как голос Вуди Харрельсона: Полонский успешно занимается дубляжом иностранного кино. Третий муж Евгении Симоновой – режиссёр Андрей Эшпай, сын известного композитора и автора песни "Москвичи". В 1985 году у пары родилась дочь, пианистка и актриса Мария Эшпай. Сейчас она живет в Дании и много гастролирует по миру. В 2019 году дебютировала как автор музыки к фильму «Скажи правду». 

Помощь в адаптации к актерской профессии Симоновой оказали коллеги. Евгения Павловна рассказывала, что старалась сдружиться со Светланой Немоляевой, в которой видела пример и старшего наставника. 

Другие актеры также тепло относились к молодой артистке. Близким другом, а не просто коллегой, стал Игорь Костолевский. 

Евгения Симонова – одна из тех актрис, на которой держится репертуар театра Маяковского. За четыре десятка лет она сыграла множество спектаклей. Помимо родного театра, Симонова неоднократно выступала на других сценах. Самым плодотворным оказался союз с руководителем «Современника» Галиной Волчек. 

Симонова сыграла в постановках «Пять вечеров», «Враги. История любви» и других. Кроме того, актриса выступала на театральной площадке «Сфера», в ЦДА имени Яблочкиной, театре на Малой Бронной. Сегодня Евгения выходит на сцену Школы драматического искусства в образе жены писателя Генриха Ибсена, после смерти мужа ставшей затворницей. 

За роль Софьи Андреевны Толстой артистке вручили «Золотую маску». В пьесе Людмилы Петрушевской «Московский хор» о хрущевской оттепели Симонова перевоплощается в главу семьи, живущую в тесной коммуналке. Одна из запоминающихся постановок с участием Симоновой – спектакль «Август. Графство Осейдж», где Евгения Павловна играет маму героини Анны Ардовой. 

Уже с 1-го курса училища Евгения Симонова начинает сниматься в кино. Первой серьёзной работой актрисы было участие в картине Леонида Быкова «В бой идут одни старики», вышедшей на экраны в 1973 году. Не осталось незамеченным появление девушки в фильме «Афоня» режиссёра Георгия Данелии, где Симонова исполнила роль медсестры Кати, а Леонид Куравлев сыграл главного героя. 

В киноиндустрии того времени за Евгенией Симоновой прочно закрепилось амплуа лирической героини. Артистка познала вкус славы: ее стали узнавать на улицах, почтовый ящик был переполнен письмами поклонников. Наивные девичьи персонажи в исполнении Евгении Симоновой без труда находили в зрителях живой отклик. 

Однако эта популярность обернулась жёсткими рамками для юной Евгении. Актриса, конечно, испытывала чувство признательности Данелии и Быкову за раскрытие таланта, но тем не менее была твёрдо убеждена, что обязательно преодолеет узость амплуа. 

Актриса вспоминает, как в студенческие годы отчаянно боролась со сложившимся стереотипом. Однажды, когда было дано задание поставить отрывок произведения по собственному выбору, Женя взяла фрагмент довольно мрачного рассказа Всеволода Гаршина, где сыграла проститутку. На сцене она так старалась передать жесты и манеры, присущие, по её мнению, падшей женщине, что директор училища Борис Евгеньевич Захава не выдержал и скомандовал дать занавес. 

Очередной яркой ролью для артистки стала принцесса в фильме- сказке «Обыкновенное чудо». В картине Марка Захарова по одноименной пьесе Евгения Шварца Симоновой довелось сыграть вместе со звездами советского кино: Андреем Мироновым и Александром Абдуловым, Евгением Леоновым и Юрием Соломиным, Ириной Купченко и Олегом Янковским. 

Драма «Школьный вальс», в которой Евгения Симонова снялась вместе с Еленой Цыплаковой, могла пролежать несколько лет на полке: слишком смелую тему поднял режиссер проекта Павел Любимов. В фильме речь пошла о юношеской любви, предательстве, малодушии. Несмотря на критику в адрес сюжета, комсомольская организация настояла на прокате киноленты. 

В начале 2000-х, когда она появилась в популярном сериале «Дети Арбата» Андрея Эшпая. Затем Евгения Павловна снималась у мужа в фильме «Многоточие», а также в картине «Событие» по произведению Владимира Набокова, где сыграла мать героини Чулпан Хаматовой. 

Из большого количества проектов сама актриса выделяет 2 не самых популярных у зрителя. Это участие в киноленте Витаутаса Жалакявичюса «Рассказ неизвестного человека», которая не имела народной любви, но побывала на кинофестивале в Венеции. А также роль Анны Сниткиной, второй жены Федора Достоевского, в фильме «Двадцать шесть дней из жизни Достоевского». 

К 60-летию актрисы на экраны вышел сериал супруга «Взрослые дочери». В фильме сыграли сразу 3 представителя семейства Симоновых-Кайдановских. Евгении Павловне и Зое Кайдановской достались небольшие роли, а внук актрисы Алексей сыграл единственного сына главных героев телеистории. 

Драма «Память осени», осуществленная Андреем Соколовым, экранизация романа Андрея Звягинцева «Последний идол». Фильм раскрывал взаимоотношения членов семьи высокопоставленного чиновника. 

Сериал «Ланцет» представил Евгению Павловну в образе врача больницы, коллеги Павла Трубинера и Бориса Каморзина. Трубинер играет хирурга, который из-за личных проблем не в состоянии оперировать и соглашается возглавить отдел внутренних расследований. 

Осенью 2018 года завершились съемки 2-го сезона детектива «Метод», в первой части которого главную роль исполнил Константин Хабенский. Следователь с паталогическими наклонностями признался, что убил мать героини Паулины Андреевой, за что поплатился собственной жизнью. В «Методе 2», как рассказал актер в интервью блогеру Юрию Дудю, история Меглина продолжается. Картина подарила Симоновой неожиданную и трудную роль учительницы- маньячки. В этой же роли Евгения снялась и в сиквеле. 

Сериал «Тайны госпожи Кирсановой» погружает зрителя в обстановку России 19-го века. Сюжет фильма вращается вокруг девушки, приехавшей в провинциальный город погостить у любимой тетушки, роль которой исполнила Симонова, и отыскать жениха, сбежавшего из-под венца. «Тайны» считаются приквелом мистической ленты «Анна-детективъ» и рассказывают предысторию того, почему учительница математики взялась за расследование преступлений. 

В 2020 году на Берлинском кинофестивале состоялся показ триллера «Идентификация» режиссера Владлены Санду, в котором одну из ролей исполнила Евгения Симонова. Ранее фильм был представлен на нескольких фестивалях, в том числе и ММКФ. 

Юлия КОНКИНА 

/Фото из открытых источников/ 

 

 

 


45445