АПК
В условиях почти африканского пекла в начале мая началась посевная в нашей области. А 8 июня в основном закончилась. Если бы не затяжные дожди в это время, то могли бы завершить весенне-полевые работы, как говорят, в лучшие агротехнические сроки. Но надо также признать, что при нынешнем дефиците влаги в почве осадки сыграли весьма положительную роль для формирования дружных всходов на полях. Земледельцы уже активно проводят химическую прополку посевов.
Если погода будет и дальше благоволить земледельцам, то, возможно, нынче удастся получить (в весе после обработки) по 25 центнеров зерна с гектара. В пользу этого прогноза свидетельствуют интенсивное внесение минеральных удобрений и более активная вегетация посевов. Раньше уберем – значительно сократим потери.
Но вот проблема: из-за молчания специалистов департамента АПК остается загадкой сокращение объемов ярового сева. Сравните цифры: 809,1 тыс. га (в 2020 г.), 824 тыс. га (2019 г.), 845,8 тыс. га (2018 г.). Хотелось бы услышать от организаторов сельхозпроизводства объяснения по этому поводу. Нам же постоянно повторяют, что необходимо увеличивать посевные площади. Если же сокращение случилось по вине паводка или других природных катаклизмов, то почему бы об этом не рассказать народу?
К числу положительных фактов отнес бы значительное сокращение – с 41,5 тыс. до 22 тыс. гектаров – посевов технических культур. В основном у нас сеют пресловутый рапс, обработками которого в прошлом году потравили пчел, других полезных насекомых, сохраняющих биологическое разнообразие диких и культивируемых растений. Из-за их гибели мы несем гигантские убытки, размер которых трудно переоценить. В связи с этим хорошо понимаю совестливых земледельцев, приступивших к культивированию вместо рапса масличного льна.
Мне могут возразить, что не каждый год требуется до 4–5 обработок рапса ядовитыми средствами защиты растений, как это случилось в прошлом году. И все это для того, чтобы жители Западной Европы могли кататься на автомобилях, заправленных экологически чистым топливом из рапсового масла.
Не надо тешить себя надеждами на дальнейшее выращивание маслосемян из этой культуры. Еще недавно главными вредителями рапса считались крестоцветные блошки, бабочки-белянки, трипсы, тля. Сейчас же «царствует» на этих полях капустная моль, и против нее уже не «работают» фосфорорганические препараты.
Известный немецкий профессор Д. Шпаара на недавних семинарах в России заявил, что наши аграрии сами себе создают проблемы, применяя низкие дозы препарата, при которых погибают не все особи, а также опаздывают с ядовитыми обработками. С этого года в России начнут применять более стойкие и агрессивные инсектициды, продолжительность их действия вырастает в разы – до 40–70 дней. Препарат нового поколения позволяет также бороться со всеми видами насекомых (!).
Хотел бы при этом отметить, что на Западе предпочитают не выращивать рапс, а поставлять его семена и технологии выращивания в страны с менее выраженной ответственностью к природе. Кстати, по недавним сообщениям, Германия отказывается от импорта рапсового масла. Не догадываетесь, почему?
Валерий ИКСАНОВ