И СНОВА В БОЛДИНО, К ПУШКИНУ

ДАТА 

Есть имена, которым не страшно «бронзы многопудье». Александр Сергеевич Пушкин из этой когорты. Сколько бы лет ни минуло со дня его рождения или трагической гибели, кажется, он здесь, с нами, весёлый и беспечный – живой. Просто опаздывает на праздник, увязнув по ступицы на размытой дождем дороге. Мол, если что, начинайте без меня. Пушкин – единственный, кто сумел победить время. 

Особенно ощущаешь это там, где жил поэт: Петербург, Москва, Михайловское… Хотя пушкинские заповедники формировались в соответствии с «буквой истории», они свободны от музейного глянца. Здесь вольно дышится, здесь «мысли в тишине волнуются в отваге». Может, так действует гений места? 

Мой любимый пушкинский уголок – село Большое Болдино на юге Нижегородской области. Именно тут в 1830 году всего за три месяца Пушкиным было создано около 50 произведений: «Маленькие трагедии», «Повести Белкина», поэма «Домик в Коломне», «История села Горюхино», две последние главы «Евгения Онегина», десятки стихотворений. Подобного творческого взлета с тех пор не знала ни русская, ни мировая литература. Сюда, в «чудную страну грязи, чумы и пожаров», он рвется в 1833 году. Торопится в имение, как в свой рабочий кабинет, предчувствуя, что снова распишется здесь. Так и случилось. К концу его полуторамесячного деревенского уединения была готова «История Пугачева», написаны «Песни западных славян», стихотворение «Осень», повесть «Пиковая дама», две сказки, появились наброски «Медного всадника». 

В одной из комнат литературной экспозиции Болдинского музея на скромном бюро разложены рукописи будущей поэмы – черновые тетради и беловик с пометами о времени окончания: 1 ноября, 5 часов 5 минут утра. На стенах – гравюры с видами Петербурга. А за окном сельский пейзаж: усадебный двор с бревенчатыми постройками, за ним взгляду открываются окрестные дали… 

Он жил в отцовской усадьбе рядом с величественной Успенской церковью, возведенной по воле его деда. Во время вечерних прогулок часто выходил к ближнему пустырю с одинокой часовней и заброшенным старым погостом, где когда-то стояла деревянная церковь, построенная при первых Пушкиных. Возле крыльца барской усадьбы – лиственница, ее, по преданию, посадил Александр Сергеевич. А вот ветла на противоположном берегу пруда росла еще до него. 

В смутное революционное время болдинские крестьяне на сельском сходе приняли решение сохранить бывшую барскую усадьбу, а «на месте сем желательно увековечить память великого поэта А.С. Пушкина». В 1949 году в Болдине был открыт музей. Он органично вписался в окружающую среду – усадебные и окрестные ландшафты сохранили здесь удивительную первозданность и воспринимаются как живые иллюстрации к пушкинским произведениям. 

К Пушкину (сбылось!) не зарастает народная тропа. Более 70 тысяч туристов ежегодно бывает в Болдине. А с некоторых пор сюда зачастили журналисты. С 2006 года в этом священном месте проводится Международный мультимедийный фестиваль «Живое слово». В течение нескольких дней проходят дискуссии по проблемам русского языка, презентации телепрограмм и образовательных проектов, мастер-классы известных журналистов, конкурсы, где определяют лучших. 

Для газетчиков слово – это их единственное выразительное средство. Кстати, А.С. Пушкин был прекрасным журналистом. Он называл русский язык «богатым и прекрасным», «гибким и мощным в своих оборотах и средствах». По свидетельству современников, «оскорбление родному языку принимал за оскорбление, лично ему нанесенное». 

Мы же спокойно взираем, как портится, коверкается наша речь. Под напором англицизмов, тюремной фени, чиновничьего жаргона скукоживается и усыхает некогда емкое живое слово. Может, пора вспомнить, что из русского языка Пушкин сделал чудо, и попытаться сохранить этот феномен в чистоте? 

Александра Пушкина некорректно называют основоположником русского литературного языка, тем самым сбрасывая со счетов историю предшествующего языкового развития. Гений Пушкина проявился в том, что он свел современный ему язык с живой разговорной речью. «Письменный язык поминутно оживляется выражениями, рожденными в разговоре», – отмечал поэт в «Письме к издателю». Выразительные средства разговорной речи получают широкий доступ в язык пушкинских произведений. В результате литературные права обретает множество народно-разговорных слов и выражений. Вы удивитесь, но слова: буянить, бедняга, усы, ужасный, пора, вполне, визгливый, гладь, грохотать, ерошить, комкать, толкать, дурачить, ухватить, навеселе и т.п. когда-то находились за пределами книжной речи. Оппоненты упрекали автора в нехудожественности, в «подлости» стиля. Великий поэт широко использовал богатства общенародного языка и тем самым узаконил его характерные структурные особенности в различных жанрах литературной речи. Получается, не случайно Пушкинский день России со временем соединился ещё с одним праздником – Днём русского языка. 

Русский язык – фактор стабильности государства и нравственного здоровья нации. Это единственная (кроме Дня Победы) скрепа, сплачивющая сегодня наше общество. К сожалению, его нынешнее состояние оставляет желать лучшего. И в этом есть доля вины журналистов. 

Симптоматично, что речевым образцом, на который ориентируется общество сегодня, является не художественная литература, а язык средств массовой информации. Экспрессивность, полемическая страстность, возможность публичного общения с целью установить контакт с читателем или слушателем – этим ценна современная пресса. Распространяя вместе с актуальной информацией определённые языковые формы, газета, радио, телевидение оказывают влияние на формирование представлений, взглядов и установок человека. От толерантной или конфликтной направленности СМИ, в том числе и речевой, зависит очень многое. Какие идеи и ценности, нормы поведения будут внедрены в массовое сознание, такие и будут в значительной степени доминировать в общественных отношениях. 

В этом году эпидемия коронавируса внесла в болдинские празднества свои коррективы, так же, как в 1830 году холера – в планы Пушкина. Он не смог из-за карантина выбраться из Болдина. Всероссийский Пушкинский праздник поэзии, 54-й по счёту, совпавший с днём рождения поэта, прошёл онлайн. 

После литии по Александру Пушкину в церкви Успения Божией Матери начались поздравления и приветствия – от руководства местной власти, представителей международного сообщества пушкинских музеев, библиотек, носящих имя Пушкина (их в нашей стране более ста), писателей, артистов и художников из России и других стран. Яркие, не формальные выступления, проникнутые любовью к великому поэту: « Пушкин объединяет весь русский мир»; «Мы все по Пушкину родня»; «Весь мир – весь белый свет! – в кольцо его творений вместился целиком. И высказался вслух»; «Пока в России Пушкин длится, метелям не задуть свечи…». 

Программа была очень насыщенной. Она включала виртуальное путешествие по «Миру «Повестей Белкина», участие в викторине «Я в Болдине писал, как давно уже не писал…», презентацию поэтического сборника «Болдинское братство», открытие выставки живописи и графики «Себя, как в зеркале, я вижу», выступление болдинского хора, Нижегородского камерного музыкально театра и многое другое. 

Почти весь день длился Международный пушкинский марафон. На разных языках звучали стихи Пушкина и о Пушкине. Нашей встрече с Поэтом не могли препятствовать ни границы, ни расстояния. «Соприкасаясь с чарующим и неповторимым миром Пушкина, мы не только становимся выше и чище в помыслах и делах, но и находим ответы на самые важные для нас вопросы. Он, как и прежде, современен, актуален, востребован, издаваем и читаем, – выразила наши сокровенные чувства директор Государственного литературно- мемориального и природного музея-заповедника «Болдино» Нина Жиркова. – Мы собеседуем с поэтом, не ощущая огромной разницы во времени. Ведь мудрость гения не может состариться, обветшать, истлеть». 

НА СНИМКАХ: в кабинете поэта; дом-музей А.С.Пушкина в Большом Болдине. 

Ольга РАДУТНАЯ


45443