ДАЙ ЛАПУ, ДРУГ!
Президент России Владимир Путин одобрил идею о закреплении в Конституции ответственного отношения к животным и сохранения живого природного ресурса страны. А недавно появился первый в нашей истории закон, наделяющий животных правами и гарантирующий их защиту.
Новый документ официально закрепляет позицию государства и российского законодательства: животные являются существами, которые способны испытывать эмоции и физические страдания. Следовательно, эмоциональный мир животных нужно беречь, а от страданий – оберегать.
По глубокому убеждению большинства россиян, поправка в Основной закон РФ о защите животных – важный вклад в воспитательную функцию государства. Через любовь, заботу и ответственное отношение к животным формируется цивилизованное, гуманное общество.
Адрес, известный многим тюменцам: улица Кедровая, 133. Именно здесь находится пункт временного содержания безнадзорных домашних животных. Днем металлические ворота распахнуты настежь. Через сотню метров – просторные ангары с вольерами…
Разношерстные обитатели вольеров при виде человека привлекают к себе внимание: тихо и жалобно скулят, внезапно приседают, подпрыгивают, виляют длинными и короткими хвостами.
В десятках соседних клеток подают голос другие, но истерики среди них не наблюдается. Зато есть глаза, и в них теплится робкая надежда. Трудно смотреть в них, заведомо зная, что реально, сиюминутно ничем помочь не можешь. И вспыхнувшее чувство собственной вины перед этими бессловесными тварями обжигает, испепеляет душу.
…На полу нескольких вольеров вовсю шел обеденный процесс. Полуслепые увальни-щенята усердно сосали своих матерей, активно расталкивая не менее прожорливых сородичей. Заприметив чужака, взрослые дворняги, немало испытавшие на своем собачьем веку, беспокойно заурчали. Приподняв головы, пытались предугадать, к чему готовиться. Убедившись, что опасности для потомства нет, расслабились.
– Сегодня у нас по списку – более сотни собак и почти полсотни кошек, – рассказывает ветеринарный врач Инна Киселева. – Но цифры постоянно меняются: одних привозят по результатам ежедневного отлова, других, после проведения курса необходимых процедур, отправляют на прежние места обитания.
– Как часто бывшие хозяева, обнаружившие здесь своих «потеряшек», забирают их домой?
– Забирают, но редко, – вздыхает Инна Викторовна. – Иногда приходят сердобольные граждане и «усыновляют-удочеряют» наших питомцев. Однако бывает и так, что благие порывы внезапно исчезают, ноша оказывается непосильной, и вчерашних любимцев безжалостно выбрасывают на улицу, вновь обрекая на голод и холод. Считаю это не простой безответственностью, а настоящим предательством.
Выходит, по-прежнему актуальна известная фраза: «Чем больше узнаю людей – тем больше нравятся собаки!».
Вокруг таких заведений всегда полно обывательских слухов. Дескать, недокармливают тут четвероногих бедолаг. Равнодушны к их страданиям и боли. А порой и жестокость проявляют…
Не верьте! Кормление, хоть и проводится раз в день, вполне сытное. Васьки-Муськи и Бобики- Джульбарсы с жиру не бесятся, но и ребра не торчат. А чувство сопереживания и проявления простой человеческой жалости у обслуживающего персонала нередко можно наблюдать воочию.
Решение стать ветеринарным врачом Инна Киселева приняла еще в школе. Мечта сбылась после окончания сельскохозяйственной академии. И все же прошло немало времени, чтобы окончательно утвердиться в профессии. Потому что на практике зачастую все бывает не так, как написано в учебниках. А главное – легко научиться имитировать жалость, привыкнуть к машинальному исполнению своих обязанностей, но жить и работать по законам бескорыстной любви – невозможно.
Инна Киселева говорит, что ей нравится работать с единомышленниками. Ежедневное общение коллег с пациентами, повадки и поведение которых часто непредсказуемы, открывает глаза на несовершенство окружающего мира и людскую несправедливость. И помогает преодолевать собственные слабости.
Не удержался и задал Инне Викторовне каверзный вопрос: кого она больше любит – собак или кошек?
– На работе я не делаю никаких различий, а в домашних условиях предпочитаю кошек, – призналась она. – Сегодня в моем доме четыре кошки, три из них – мои бывшие пациенты.
Сердцу не прикажешь. И никакой, как говорится, мистики. Когда мы с Киселевой вошли в помещение, специально оборудованное для содержания кошек, между моей спутницей и «местным населением» мгновенно установился доверительный контакт. Разношерстные мурлыки вставали на задние лапы, тянулись к ней сквозь прутья клеток, ласково терлись головой. Погладить- приласкать всех любимчиков, при всем желании, увы, невозможно. Чтобы не вызывать среди них зависти и ревности, Инна Викторовна решила на руки никого не брать. Зато для каждой из подопечных нашлось у нее доброе слово, не требующее перевода на кошачий язык.
Жизнь не стоит на месте. Сегодня у тюменских собак, прошедших через муниципальный приют, появились электронный паспорт и медицинская карта, есть возможность стерилизовать и чипировать «братьев наших меньших». В специальных микрочипах содержится подробная информация о питомце, о сделанных прививках, а также данные о хозяине. Чипы вживляются и бездомным животным.
– У нас есть животные, получившие постоянную прописку, – говорит Инна Киселева. – К ним относятся совсем старые, травмированные, утратившие физическую силу или страдающие слепотой собаки и кошки. Некоторые из них – настоящие инвалиды. Выпустить их на волю – значит, обречь на верную погибель. К счастью, находятся люди, помогающие прокормить этих «пенсионеров».
В приют иногда приводят школьников, здесь они учатся непростой науке сострадания и милосердия. Ребята талантливо разрисовали внутреннюю сторону забора, чтобы привлечь внимание горожан к проблемам бездомных животных.
А по территории пункта временного содержания вольготно разгуливают бывшие его пациенты. Их, как водится, по истечении срока пребывания выпустили на волю. Но они предпочли сюда вернуться, преодолев большие расстояния, рискуя оказаться под колесами машин или погибнуть в уличной драке с агрессивными сородичами.
Нюх и чутье у этих собак на хороших людей – отменные. И не мудрено: слишком дорого обходится хвостатым обитателям приюта мучительный процесс взросления и накопления опыта.
НА СНИМКАХ: обитатели приюта.
Валерий АРБАЛЕТОВ /фото автора/