И КЕНИГСБЕРГ ПАЛ

ВО ИМЯ ЖИЗНИ

Еще задолго до Второй мировой немецкий город Кенигсберг был превращен в мощнейший плацдарм Восточной Пруссии. К концу войны он стал основным опорным пунктом обороны войск гитлеровской Германии. Фюрер хвастливо утверждал: русская крепость Севастополь оборонялась 250 дней, а немецкий Кенигсберг, если его можно взять, будет обороняться не менее полугода.

Но советские полководцы: командующий Третьим Белорусским фронтом генерал Иван Черняховский и представитель Ставки Маршал Советского Союза Александр Василевский думали иначе. 27 июля 1944 года в район Кенигсберга была сброшена диверсионно-разведывательная группа Третьего Белорусского фронта «Джек» под командованием капитана Павла Крылатых. Она насчитывала 10 человек, включая радисток, среди которых была и прославленная партизанка Аня Морозова, сумевшая в свое время сорвать немецкие авианалеты на Москву. 

Группе ставилась задача – разведать оборонительные рубежи противника, выявить сосредоточение войск, техники, боеприпасов и т.п. Сбросили разведчиков ночью, и они угодили прямо в болото у поселка Лаункен. Надо заметить, незадолго до этого в ставке Гитлера «Wolfsschanze» произошло покушение на фюрера, и поэтому вся местность Восточной Пруссии была наводнена эсесовскими охранными подразделениями, жандармами и фолькштурмом из местных жителей. Выход наших раций сразу пеленговался, и квадрат местности, откуда шла передача, тут же блокировался. Чтобы оторваться от преследования, разведчики применили тактику, называемую «марафон»: до темноты они шли по лесу, а затем устраивали засаду и при появлении немецких солдат открывали по ним прицельный огонь, тут же исчезая через проделанную брешь. 

Группе удалось добыть важные разведданные: о местах размещения подкреплений, складах с боеприпасами. «Джековцы» подсчитали артиллерийские установки, установили,что бронетехника маскировалась на платформах тюками соломы, а солдаты прятались в товарных вагонах. Было сообщено и про линию обороны «Ильманхорст». А в Истенбурге вскрыта сеть замаскированных аэродромов. В эфире разведчицы не раз ловили разговоры немцев о Liftpresse, как обозначалась ядерная бомба, над которой работали их ученые. 

Но цель группы была достигнута ценой жизней. В первых же боях погиб командир Крылатых, его место занял Николай Шпаков. Пали смертью храбрых радистки: уходя от преследования, они взорвали себя вместе с окружившими их немцами. Тяжело раненной Ане Морозовой удалось уйти к польским партизанам, которые пытались спрятать отважную радистку в лесной чащобе. Ее выследили собаки, и тогда Аня взорвала себя. 

Разведданные «джековцев» были использованы советским командованием. Командующий Третьим Белорусским фронтом маршал Василевский (увы, уже без трагически погибшего Черняховского), сосредоточив мощные бронетанковые и артиллерийские соединения, организовал штурм умно и грамотно. Город-крепость Кенигсберг был взят за 4 дня, причем наши воины разными уловками выкуривали немцев из каменных фортов и уничтожали их в открытом бою. Немецкие вой- ска потеряли 42 тысячи солдат и офицеров, потери Красной армии составили 3700 человек убитыми и 14 тысяч ранеными. Путь на Берлин был открыт. 

Лев НОВОСЕЛЬСКИЙ (по материалам Интернета), Тюмень 


45163