ИСТОРИИ СТРОКИ
НА УЛИЦЕ МАКСИМА ГОРЬКОГО, 44 НАХОДИЛСЯ ЗАВОД СТРОИТЕЛЬНЫХ МАШИН «СТРОЙМАШ». ИСТОРИЯ ЕГО СВЯЗАНА С ВОЕННЫМИ ГОДАМИ
МИНЫ ДЛЯ КРАСНОЙ АРМИИ
Вначале XX века в этом районе стояли невзрачные, бедняцкие домишки, которые назывались Угрюмовские сараи. Летом здесь кустари делали кирпичи. В советское время это была площадка законсервированного строительства завода «Механик». Место удобное, вблизи проходила старая ветка железной дороги. С началом войны тут разместился завод им. 10-летия Октября, прибывший из Одессы. Ему присвоили номер 766 и ввели в состав 2-го Главного управления наркомата минометного вооружения. Директор завода тов. Лейзерович получил срочный заказ наркомата на изготовление мин. Аналогичным производством занимались на «Механике», и директор обратился с просьбой в спецотдел «Механика» «допустить на 5 дней его сотрудников: Райзер, Ковенецкую, Павлову снять эскизы и ознакомиться с технологией».
Поручение было выполнено быстро. В первом квартале 1941 года заводу полагалось поставить 150 минометов и 15 тысяч мин калибра 50 мм. Но рабочих всего-то 34 (они трудились на 27 станках). Не было и военного представителя, который мог бы давать консультации по ряду возникающих в процессе производства вопросов, а также осуществлять прием продукции. К тому же, как и все предприятия, завод испытывал дефицит электроэнергии.
В феврале 1942 года вступил в строй механический, индустриальный и ремонтный цеха. В марте инженер тов. Фудин был командирован со специальным грузом в Нижний Тагил, где продукция прошла испытания.
С января по август 1942 года было выпущено 70 минометов и более 50 тыс. мин различных калибров, 11 бетономешалок и 14 растворомешалок. Да, боеприпасы выпускались наряду с мирной продукцией, необходимой для народного хозяйства.
В январе 1943 года была сдана партия в 11 000 мин, через месяц военпред подписал акт о приемке 6 000 мин. Завод занял 3-е место среди подобных предприятий наркомата. Выпуск мин продолжался до мая 1945 года.
Рядом с заводом № 766 располагался эвакуированный из города Дмитрова Московской области экскаваторный завод. Ему был присвоен кодовой номер 769. Предприятие изготавливало стальные головки реактивных снарядов РС-13. Эти головки отправлялись в Москву на завод «Компрессор», где под руководством конструктора тов. Бармина выпускались знаменитые катюши. С лета 1942-го завод № 769 приступил к изготовлению мин, в 1944-м, когда территория СССР была очищена от фашистских оккупантов, перешел на производство экскаваторов и канавокопателей.
В 1946 году заводы № 766 и 769 объединились, так организовался Тюменский «Строймаш».
СТАХАНОВКИ
На заводах было развернуто стахановское движение, которое позволило перевыполнять поставленные задачи. Трудились на предприятии в основном женщины и подростки, проявляя патриотический дух. Газета «Тюменская правда» в феврале 1945 года посвятила свою публикацию Лидии Некрасовой, проводившей на фронт мужа и сыновей. «В сердце своем затаила Лидия Арсеньевна большую ненависть против тех, кто нарушил ее счастье, счастье сотен, тысяч таких, как и она, жен и матерей. И она избрала верный путь к отмщению – пошла на завод.
Лидию Арсеньевну поставили работать у вертикально- сверлильного станка. Обучал ее сложному делу мастер, имеющий многолетний опыт.
– Сколько лет работаю я, – говорил он, – но до сих пор не видел, чтобы за этим станком работали женщины.
К его удивлению, Лидия Арсеньевна быстро освоила дело. Через несколько недель она уже стала работать самостоятельно.
Потекли дни напряженного труда. С фронта шли письма от сыновей и мужа. Они сообщали о своих ратных успехах. За доблесть, проявленную в боях с врагами Родины, старший сын Иван получил две правительственные награды.
Немало фрицев полегло и от меткой пули сына Алексея. О самоотверженной битве с врагом сообщал также муж. Есть о чем рассказать родным фронтовикам и Лидии Арсеньевне. За годы войны она стала знатным человеком. На заводе ее имя занесено на Доску почета наряду с другими стахановцами…
По соседству с Некрасовой работает тов. Угрюмова. За короткий срок Угрюмова освоила специальность токаря. Ей приходится изготовлять сложные детали. Несмотря на это, она не только выполняет, но и перевыполняет нормы выработки, обучает стахановским методам труда молодежь».
Имя Маргариты Николавны Угрюмовой вошло в историю Тюмени. В 1944 году она стала победительницей в соревновании комсомольских бригад «Все для фронта». На работу девушка устроилась 2 января 1943 года и всю жизнь связала с родным предприятием.
«Работали по 12 часов в сутки. Люди падали у станков от усталости и голода. Но не знали мы слов «не могу», «не хочу». Мины проверяли по шаблону, смазывали и укладывали в ящики. Рабочих на заводе не хватало, приходили солдаты, они носили ящики, а зимой по снегу тащили их до «Механика». Линия железной дороги доходила до «Механика», там и была погрузка», – вспоминала М.Н. Угрюмова.
Вместе с Михаилом Черепановым она в числе первых освоила скоростное резание металла, стала мастером своего дела и новатором. В 1959 году М.Н. Угрюмовой было присвоено звание Героя Социалистического Труда, в мае 1975-го она стала Почетным гражданином г. Тюмени.
Маргарита Николаевна умерла 11 июня 2008 года, в честь труженицы названа улица в пос. Березняковском Центрального административного округа города Тюмени.
«ТЮМЕНСКИЕ МАШИНЫ ИДУТ ЗА ГРАНИЦУ»
Атмосферу послевоенного времени на «Строймаше», когда вся страна устремилась к победным рубежам в экономике, передал журналист и писатель Станислав Мальцев. В 1959 году газета «Тюменская правда» поместила его очерк «Тюмень – наш город родной». Вот небольшой фрагмент: «Едва экскурсанты миновали проходную завода строительных машин и вышли во двор, как сразу же остановились. Ровными рядами, словно на параде, выстроились на асфальте бетономешалки.
– Вот наша готовая продукция, – начал свой рассказ инженер Г.М. Печко, – бетономешалки на 250 и 425 литров бетона.
– А бетонные заводы? – задают ему вопрос. – Ведь вы делаете бетонные заводы. Что это такое?
– Бетонный завод – это комплекс механизмов для получения бетона. В него входят две бетономешалки, – отвечает Г.М. Печко.
– Куда завод поставляет свою продукцию?
– На многие стройки страны, во все уголки СССР. Наши бет о н о меша л к и идут и за границу: в Китай, Корею, Болгарию и другие страны народной демократии, в Турцию, Индию, Афганистан и другие капиталистические страны. Тюменскую марку знают во многих странах мира.
– Ого! – раздаются удивленные возгласы. – Вот так Тюмень!
После осмотра готовой продукции экскурсанты направились в литейный цех.
Все обратили внимание, что на территории завода много зелени, большие скверы со скамейками, клумбы цветов. Цветут цветы и возле огромного здания литейного цеха.
В литейном цехе экскурсанты познакомились с подготовкой шихты, наблюдали процесс литья, задали Г. М. Печко много вопросов».
ЦЕХ №21
В наше время эта историческая территория кардинально изменилась. После экономического кризиса заброшенным и неприглядным видом заводские корпуса отпугивали прохожих. В 2003 году тюменские архитекторы С. Алексеев, И. Минулин и А. Горбунов придумали, как «коробку» цеха №21 превратить в современное «модное» строение. В проекте предлагалась стеклянная башня над входом, которая бы пускала лазерные лучи, привлекая внимание прохожих к торговому центру общей площадью более 20 тыс. кв. метров. Задумывалось «сказочное зрелище», потому и имя дано волшебника Гудвина. Башня не случилась, а торговый центр и так стал популярным.
Остальные заводские корпуса были разрушены, на их месте вырос жилой комплекс «Даудель». Производство завода было перенесено на новую площадку. Помещение заводского клуба реконструировано. В советское время в нем устраивались танцы, демонстрировались фильмы, а одно время читались лекции для народных заседателей, выступали школьные коллективы. На заре XXI века здесь находился ночной клуб «Метро». Первые посетители клуба пришли в восторг от интерьера, напоминающего метрополитен, и от звуков локомотива, которые вдруг прерывали оглушительные ритмы музыки. «Метро» сменили другие заведения.
О бывшем заводе напоминает название ДЮСШ «Строймаш» – стадион, основанный в 1976 году и действовавший при профкоме предприятия. Помещение спорт- школы за много лет обветшало, поэтому начавшаяся реконструкция переросла в строительство. В результате площадь здания увеличилась на шестьдесят процентов, и теперь она составляет 6 200 кв.м. Здесь работают различные спортивные секции. Строители гордятся, что в большом и малом залах представлена инновационная конструкция пола – паркетное покрытие из канадского клена, изготовленное по американской технологии. На таких площадках проходят тренировки команд Национальной баскетбольной ассоциации в США. Торжественно открылся «Строймаш» в июле 2007 года. Расположенный возле стадиона уютный скверик обиходили и назвали «Спортивный».
НА СНИМКАХ: военная продукция; М. Угрюмова.
Елена ДУБОВСКАЯ /фото автора/