ЛЕГЕНДАРНЫЙ «МЕХАНИК»

ИСТОРИИ СТРОКИ 

120 лет назад на окраине Тюмени появился чугунолитейный завод, который вырос в станкостроительный и получил известность в стране.

ПИСЬМО КУПЦА МАШАРОВА 

«В январе 1900 года нами первыми в городе Тюмени с разрешения начальства построен и открыты действия чугунолитейного завода исключительно по отливке хозяйственных вещей и частей земледельческих орудий. Имеем честь покорнейше просить городскую Управу выдать нам надлежащее удостоверение для представления министру финансов, так как на основании ст. 164 Устава о промышленности мы избавляемся от промышленного налога», – такое письмо поступило в городскую Управу от члена-распорядителя товарищества «Н.Д. Машаров и К» Николая Машарова. 

Годом ранее, в 1899-м, предприниматель Закалякин из Нижнего Тагила соорудил маленькую литейку. Эту кустарную мастерскую и купил Н.Д. Машаров, увеличив ее мощности. На работу пригласил мастеров с Каслинского завода. Хозяин предприятия построил машинное отделение и слесарно-механический цех. Производственный корпус в стиле модерн был возведен по проекту городского архитектора К.П. Чакина. Здание смотрелось достойно. 

Рабочие изготовляли плиты, утюги, сковородки, другую домашнюю утварь. Занимались и художественным литьем. Трудилось 300 человек. 

ОСВОБОЖДЕНИЕ ОТ ИМПОРТНОЙ ЗАВИСИМОСТИ 

После революции завод получил название «Механик». В конце 1920-х его продукция – литье и гвозди – не находила сбыта, предприятие стало убыточным. В 1928 году патриоты завода «техническую мысль направили на освоение конструкции продольно-распиловочного (шпалорезного) станка, в котором ощущалась острая потребность у возрождающейся промышленности. Станки подобного типа до этого не вырабатывались в Советском Союзе, а ввозились из-за границы; стоимость каждого в 1560 руб. золотом. В феврале 1929 года завод выпустил 5 первых станков, и этим в новую страницу своей истории вписал переключение на станкостроение и освобождение страны от импортной зависимости. 

«Механик» стал первым заводом в СССР, который освоил выпуск продольно-распиловочных станков, за 1929 год выдал их в количестве 245 штук», – отмечается в архивных материалах. 

В том же году «Механик» посетил гость из Франции. Газета «Красное знамя» (так «Тюменская правда» называлась до 1944 г.) сообщила: «Тюмень встретила французского комсомольца, члена рабочего союза Перера Люсьвена, который совершал кругосветное путешествие на велосипеде. Путь из Свердловска до Тюмени он проделал за четыре дня. Тов. Перер прибыл в Тюмень по случаю ремонта велосипеда и из желания познакомиться с рабочими. Он побывал на заводе «Механик», где починили его двухколесное транспортное средство, и француз продолжил путешествие». 

«В 1930 году завод осваивает и выпускает 17 катально- валяльных станков и 4 сложных шерстотрепальных машин, выпускает другие станки. Все это коренным образом меняет физиономию завода, и он в 1930 г. переименовывается из чугунолитейного и механического в станкостроительный. 1 августа 1932 года решением правительства завод был передан во Всесоюзное объединение Союзлесобуммашина, и с этой даты начинается история «Механика» как станкостроительного, с креном на специализацию выпуска станков по деревообработке» (из архивного документа 1947 г). 

ЗАСЕКРЕЧЕННЫЙ ЗАВОД 

В годы Великой Отечественной войны предприятие выпускало продукцию для нужд фронта: минометы, мины, корпуса снарядов для гаубиц. В его состав влился эвакуированный из Киева в августе 1941-го завод «Красный экскаваторщик». Из Одессы осенью того же года в Тюмень прибыли 24 вагона с оборудованием завода строительных механизмов им. 10-летия Октября. Это – 10 тонн железа, 15 тысяч корпусов мин, 500 электромоторов. Часть оборудования разместилась в цехах «Механика». 

На нынешних улицах Профсоюзной и Хохрякова были организованы общежития эвакуированных рабочих из Киева, Одессы, а также деревенских ребят, устроившихся на завод. 

28 марта 1942 года «Механик» получил официальное название «Завод № 762 Наркомата миномётного вооружения». С первых месяцев войны предприятие стало секретным. Контроль за выпускаемой продукцией осуществляли военпреды. Только с 8 по 12 декабря 1941 года были произведены 2992 осколочные гранаты. В 1942 году выпущено 211 минометов калибра 82 мм. 

В цехах развернулось соревнование «Всё для фронта! Всё для Победы!». Люди сил не жалели, чтобы выполнить и перевыполнить план. В 1944 году на заводе трудилось 1580 человек, в основном женщины и подростки. Они заменили рабочих, ушедших на фронт. Всего за годы войны защищать Родину ушло 480 заводчан. 

Работали в две смены, первая начиналась в 8 утра, заканчивалась в 8 вечера. После заступала ночная смена. В месяц полагалось два выходных. Дисциплина строжайшая. За опоздание на 15 минут – минус 25 процентов из зарплаты в течение полугода. Прогул 3-4 дня – суд и 5 лет заключения. 

Хлеб получали по карточкам. Ежедневный паек – 800 граммов хлеба и жиденький супчик. За вредное производство в столовой выдавали дополнительно молоко и хлеб. 

Был строгий порядок на вход и выход с территории завода. У каждого цеха стояли военные с ружьями. 

…В 1942 году завод не выполнил план. Причины были объективными – не хватало квалифицированных кадров, сказывались постоянные перебои с электричеством. (Городская электростанция не справлялась с нагрузкой, ведь в Тюмени работали и другие заводы). Но директора уволили, назначили нового управленца – Сергея Михайловича Клюева. 

В 1943 году рабочие полностью удовлетворили потребность фронта в миномётах, перешли на выпуск химических мин, которые применялись для дымовых завес. 

В 1944-м завод получил секретное задание, об исполнении которого руководство докладывало самому Л.П. Берии. (Лаврентий Павлович был назначен заместителем председателя Государственного комитета обороны и председателем оперативного бюро, контролирующего работу всех наркоматов оборонной промышленности). Тов. Клюев получил приказ изготовить и поставить в январе 1945 года в НКВД СССР два фуговочных станка (для обработки деревянных заготовок). 

«В это время вблизи Москвы- реки, на краю бывшего Ходынского поля, начала строиться Лаборатория №2, возглавляемая академиком И.В. Курчатовым. Она сыграла огромную роль. Позднее эта лаборатория превратилась в Институт атомной энергии Академии наук СССР. Свой посильный вклад в создание этого крупнейшего научного центра внесли и тюменские станкостроители», – отмечает историк И. Ермаков. – Завод продолжал выпуск мин и после 1945 года. Последний залп тюменских мин был произведен в день безоговорочной капитуляции Японии». 

Тюменец Н.К. Рыбалов (1905– 1991) отдал предприятию 62 года. Устроился в 1920-м, три года отслужил в Красной армии, вернулся – и опять к станку. В войну был оставлен по брони как квалифицированный рабочий. Николай Константинович в первую смену работал в модельном цехе, во вторую – помогал в литейном. И еще обучал мальчишек. За честный труд и проявленную инициативу получил правительственные награды, а в 1967 году ему было присвоено звание «Почетный гражданин г. Тюмени». 

ОТВАЖНАЯ ДЕВУШКА МАРИТЕ 

В 1941 году на завод пришла работать токарем Марите Мельникайте, эвакуированная в Тюмень из Литовской ССР. В июне 1942 года она добровольцем ушла на фронт. 

Марите окончила курсы при разведотделе штаба 16-й Литовской стрелковой дивизии, с группой товарищей с самолета Ли-2 была заброшена в тыл врага. Она организовала подпольную комсомольскую организацию в Зарасайском уезде, участвовала в боевых действиях партизанского отряда имени Кестутиса. Хрупкая 18-летняя девушка отличалась храбростью. Марите участвовала во многих боевых операциях: по минированию железной дороги, поджогу военных складов фашистов. За голову неуловимой комсомолки каратели обещали 200 тысяч марок. В неравном бою она потеряла своих бойцов, ее поймали полицаи. Фашисты издевались над ней, но не услышали ни слова мольбы о пощаде… 

Звание Героя Советского Союза М. Мельникайте было присвоено 22 марта 1944 года. В 1943-м, когда пришла весть о гибели отважной партизанки, мальчишки специально прибегали посмотреть на общежитие, в котором жила героиня. Это был старый дом на Хохрякова, 91. 

Имя Мельникайте носила пионерская дружина школы № 40. Следопыты отыскали в далекой Литве командира партизанского отряда, в котором сражалась партизанка Марите, Героя Советского Союза Бронюса Урбанавичюса. В 1969 году боевой соратник Мельникайте приезжал на встречу с юными тюменцами, делился своими воспоминаниями. Ребята торжественно приняли его в почетные пионеры – об этом тогда подробно рассказывала газета «Тюменская правда». 

Заводчане гордились М. Мельникайте. «Комсомольцами «Механика» подготовлен стенд, посвященный 18-й годовщине со дня гибели бывшего токаря этого предприятия. На стенде представлены фотографии родителей Марите, домика в Зарасае, где она родилась, здание общежития, где Мельникайте жила с девчатами, эвакуированными из Литвы. 

До сих пор на заводе трудятся производственники, которые лично знали энергичную, задорную девушку с голубыми глазами…Не сгладить в памяти людской имена героев. Именем Мельникайте названа одна из улиц Тюмени», – из статьи «Ты с нами, Марите», опубликованной в 1961 году в «Тюменской правде». 

В память о Героине в сквере по улице Станкостроителей, 1 установлена стела. 9 мая 1975 года был открыт памятник заводчанам, не вернувшимся с войны. Он создан по проекту главного конструктора завода Израиля Лаевского и был изготовлен в своих же цехах. 

Сейчас этот скверик носит имя основателя завода Николая Машарова. Но завод прекратил здесь свое существование. Промышленное предприятие перенесли за пределы Тюмени. А здешняя улица в своем названии хранит память о заводе. Предприятие было прописано по адресу: ул. Станкостроителей, 1. 

Город развивается по своим законам. В середине XX века тут была окраина, коров пасли. Сейчас – центр. 

На 9 Мая лет десять тому назад с бывшей территории станкостроительного устроили салют. Ночное небо озарили разноцветные звезды, они устремлялись высоко-высоко, и там, будто чудесный волшебник рисовал из них дивные картины. Разноцветные огни рассыпались, гасли, но с каждым выстрелом новые феерические рисунки появлялись в небе. Шел дождь, но он ничуточки не мешал тысячам тюменцам любоваться на салют, в восторге от увиденного кричать «Ура!» и аплодировать… 

НА СНИМКАХ: вырезка из газеты «Тюменская правда» за 1961 год; завод «Механик». 

Елена ДУБОВСКАЯ /фото автора/ 

 


44992