ИСТОРИИ СТРОКИ
В годы Великой Отечественной войны на Тюменской земле работали авиационные заводы, которые выпускали для нужд фронта десантную технику.
ГРОЗА ФАШИСТОВ
В ноябре 1941 года по железной дороге в Тюмень из города Раменское Московской области прибыли эшелоны с оборудованием завода № 241 и ОКБ №31 Тушинского завода авиационной промышленности. Они были объединены в одно предприятие под номером 241. Возглавлял его тов. Черняков, главный инженер тов. Рафальянц.
Завод расположился в бывшем здании педтехникума (ул. Республики, 60), гвоздильном цеху мастерских «Красногвардейца» (на этом месте сейчас Государственный архив социально- политической истории Тюменской области, ул. Хохрякова, 59), в корпусах рынка. Там, где были эти корпуса, находится здание областного парламента (ул. Республики, 52). В память о легендарном заводе №241 на стене здания установлена мемориальная доска.
Главной продукцией предприятия стали десантные планеры А-7 известного авиаконструктора О.К. Антонова. Участница трудового фронта Екатерина Петровна Казакова делала детали к этим планерам. Она рассказала: «В 21-й школе мы с девчонками склеивали деревянные дуги. Они были большие, тяжелые. В несколько рядов их уложим, клей ползет, а надо дуги удержать. Ну, ничего, справлялись. Готовые детали, не припомню, может, на грузовиках или на лошадях везли в крытые лабазы колхозного рынка, там шла сборка планеров. Нас вовнутрь не пускали. Секретное производство. Но мы знали – ночью наши самолетики увозят на фронт».
Историк Игорь Ермаков сообщает, что «конструкторы О. Антонов и А. Эскин разработали в Тюмени особый проект гибрида танка и десантного планера. Этот «крылатый танк» мог самостоятельно передвигаться по земле со скоростью до 15 км/час, а скорость отрыва от земли составляла 110– 115 км/час. Испытания его закончились неудачно, поэтому усилия сосредоточились на выпуске планеров. Работая в тесном контакте с коллективом Тюменского фанерного комбината № 15, коллектив завода № 241 построил более 600 летательных аппаратов. Тюменскими планерами были оснащены два авиадесантных полка. Пилоты-планеристы совершали на них боевые вылеты в район Сталинграда, доставляя вооружение, боеприпасы и продовольствие. Летали в Брянские леса. Принимали у себя легкие безмоторные аппараты партизаны Орловщины, Украины и Белоруссии. А-7 широко применялись во время десантных операций под Ржевом, Вязьмой, в боях на Воронежском фронте. Легкие планеры парили над кипящими водами Днепра во время форсирования этой реки осенью 1943 года».
Полигон для испытаний тюменских планеров находился в районе Заводоуковска, тогда это был рабочий поселок. В Заводоуковске работал еще один авиационный завод № 499.
БЕСШУМНАЯ АВИАЦИЯ
В октябре 1941 года по железной дороге в поселок прибыли ОКБ № 31 завода №18 из Воронежа и сотрудники ОКБ П.И. Гроховского и Тушинского планерного завода. На этой базе был создан заводоуковский авиазавод № 499, который возглавил тов. Москалёв. Предприятие разместилось в Новозаимском зерносовхозе и заняло мельницу, построенную в конце XIX века купцами Колмаковыми. Уже через 12 дней в бывшей мельнице заработала часть авиазавода, названная «Объект № 2». Объект №1 был в мастерских зерносовхоза, там, в цехе № 15, заготавливали металлические части конструкций, делали фюзеляжи планеров.
Александр Кушнарёв подростком работал на заводе, через много лет ветеран войны и труда вспоминал: «Директора- конструктора Москалёва знали все в поселке. Кожаная куртка, лётный шлем, с неизменно поднятым одним ухом, энергичная походка. Слово его было законом для всех работников авиазавода. Многим запомнился случай, когда на территории 2-го объекта случился пожар и под угрозой уничтожения оказались готовые части планеров. Охрана, оставив ворота объекта закрытыми, бросилась тушить огонь. Москалёв мчался на автомобиле к месту ЧП, отчаянно сигналя, чтобы отворили ворота. Пришлось ему с ходу их разбить машиной, сразу начав приказывать всем боровшимся с огнем…
Было известно, что Москалёв сотрудничал с авиаконструктором Антоновым. Запомнился летчик Гусаров. Он с семьей жил в начале улицы Вокзальной по соседству с нашей семьей. Он обязательно вел самолет к своему дому, делал над ним круг-другой. У них гостила жена Валерия Чкалова, Ольга, приезжая к сыну Игорю, курсанту Московской спецшколы ВВС».
«СЧИТАЮ СВОИМ ДОЛГОМ ДОЛОЖИТЬ…»
Картину происходящего дополняют письма трудящихся, поступившие в 1944 году в ЦК ВКП(б) т. Маленкову и секретарю Тюменского обкома ВКП(б) т. Чубарову. Эти письма собраны в папку с пометкой: «Особый сектор. Секретная часть». В 1993 году они были рассекречены, хранятся в областном архиве социально- политической истории (бывший партархив).
Бдительные люди писали: «Я хочу большевикам помочь разоблачить отвратительное, явно несоветское лицо руководителя завода № 499 НКАП директора Москалёва, которому «фортуна» всегда улыбается. Материала, характеризирующего Москалёва, много имеется в Заводоуковской парторганизации. Я хочу указать на один факт, мимо которого пройти нельзя. В начале вой- ны перед эвакуацией завода из г. Воронежа Москалёв постыдно бросил заводской эшелон и бежал на автомашине с парторгом, своим другом Гусаровым и шофером Бабуриным, предварительно отправив своих жен и все свое имущество на самолетах в г. Энгельс. Москалев как большевик не должен был так делать. Он забрал с собой 300 гр. стрептоцида, который был получен для эшелона. И люди, имевшие заболевания, не имели возможности получить медицинскую помощь.
Москалёв забрал с собой деньги из кассы завода и приехал после прибытия в Заводоуковск спустя 1,5 месяца после прибытия эшелона. По прибытии этот вельможа-шофер кое-кому по секрету рассказал, что по дороге Москалёв и Гусаров поругались между собой, и дошло до того, что Гусаров хотел даже выстрелить в него.
Действительно, по приезде Гусаров и Москалёв долго дулись друг на друга и не разговаривали. Спустя же некоторое время они помирились, а потом, когда Москалёв назначил Гусарова начальником ОРСа, тогда они окончательно подружились и занялись воровством. Они вели себя как бандиты с большой дороги, а пожаловаться было некому, так как Гусаров был и парторгом завода.
Следует обратить внимание, что жена Москалёва немка. В 1937 году отца ее арестовали. Было дело, Москалёв отправил свою жену в г. Воронеж, она забрала совершенно все вещи – полный вагон, и вдруг Москалёв выписывает из Москвы свою любовницу… Все это оформляется какими-то поддельными документами, которые «добыл» начальник снабжения завода №499. Он темная личность, постоянно находится в командировках».
Другой товарищ сообщает: «Москалёв всегда выходит сухим из воды. Здесь еще сыграло то, что завод завоевал 3-е место по соц. соревнованию. На самом деле завод работает так: вся программа выполняется в последние дни месяца за 10-12 дней способом штурмовки. Программу завода «утрясает» комбинатор, числящийся начальником снабжения, он все время находится в командировке в Москве и улаживает все дела в 11-м главке, где он в неплохих отношениях с начальником. Число заданных единиц устанавливается Москалёвым. Все делается чисто и аккуратно, даже в августе месяце «увеличенную» программу завод выполнил шутя, даже при недостаче материалов, за что и получил 3-е место. Вот так все время кучка жуликов обманывает государство… Беда в том, что обком запрещает заниматься якобы склоками. Но Москалёв ведет себя как князь- самодур, не считается с коллективом».
ОТВЕТ ЛЕЙТЕНАНТА ГОСБЕЗОПАСНОСТИ
Начальнику 2 отдела УНКГБ Тюменской области полковнику Госбезопасности т. Уралову на трех листах машинописного текста от 29.01.1945 года поступил исчерпывающий ответ. В первых строках подтверждается, что Александр Сергеевич Москалёв женат на немке Шваб Герде, отец ее – преподаватель музыкального техникума в г. Воронеже был арестован органами НКВД за профашистскую агитацию. «У Москалёва, действительно, есть другая женщина, он говорил о ситуации с шуткой, цитируя басню Сергея Михалкова, помещенную в газете «Правда»: «Я свою жену отправил в Москву, и бобриха теперь отказывается от меня, остался один», т. е. якобы бывшая жена его заявила развод. Других фактов морально-бытового разложения за Москалёвым не наблюдалось и не наблюдается.
Что касается окружения Москалёвым себя сомнительными людьми, то это не относится к Гусарову. Гусаров член ВКП(б), старый друг Москалёва, который на самолете его конструкции САМ-5- БИС установил международный рекорд на высоту и по дальности полета для данного класса самолетов в 1936 году. С 1942 по 1944 год Гусаров работал начальником ОРСа данного завода, допускал, правда, факты самоснабжения и делал это в интересах дела…Что касается начальника 5 отд. (отдел снабжения) завода №499, факты подтвердились».
О самом директоре сообщается: «Москалев 1909 года рождения, уроженец г. Валуйки Воронежской области, сын ветеринарного врача, преподавателя института в г. Воронеже. В авиационной промышленности конструктором работает с 1932 или 1933 года, до этого работал (до учебы в институте – в органах милиции). Как конструктор характеризуется исключительно положительно. В 1939 году был премирован за создание самолета САМ-5-2 БИС и других денежной суммой в 2000 рублей. В 1940 году он имел до 12 марок самолетов его конструкции (опытных, экспериментальных и серийных), представлялся на присвоение звания профессора».
Начальник Ново- Заимского РО НКГБ, лейтенант госбезопасности Д. Шатрок подчеркивает, что анонимные письма направлялись во всевозможные инстанции, в Омском обкоме заслушивался вопрос о неправильном поведении директора, по результатам обследования завода Москалёву указали на недостатки. После этого его наградили медалью «Партизану Отечественной войны».
Что толкало людей писать эти заявления? Зависть? Личная неприязнь? Эти люди отрывали от дела, причиняли неприятности и страдания, по кляузам в годы репрессий погибло немало честных граждан. Очернить тов. Москалёва не удалось. За 1942–1945 годы под его руководством завод изготовил 939 планеров. Заводоуковск стал своего рода столицей безмоторной авиации в СССР.
После войны А.С. Москалёв преподавал в Ленинградской военно-инженерной академии им. А.Ф. Можайского, он автор 35 конструкций и модификаций летательных аппаратов. Скончался в 1982 году. В своих воспоминаниях тепло отзывался о работе на Тюменской земле…
НА СНИМКЕ: директор-конструктор А.С. Москалёв.
Елена ДУБОВСКАЯ /фото автора/