СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
Продолжение. Начало в № 14
– Представляю вам мою соратницу в социальном предпринимательстве – преподавателя психологии в Тюменском медицинском университете Рамилю Канбекову. Вместе мы с 2002 года – Рамиля была моей студенткой в ТГУ. Почти сразу после окончания вуза талантливая девушка стала преподавать в медицинской академии. Сегодня она возглавляет автономную некоммерческую организацию «Эбием» («Моя бабушка» в переводе с татарского).
– Два хорошо подготовленных психолога – очень грозная сила. Это я с долей шутки отдаю дань глубокого уважения вашему проекту социального предпринимательства, в котором нет даже намека на меркантильность.
– Как я уже говорила, мы создали ООО «Социальный предприниматель», интернет-магазин и организовали с ялуторовскими бабушками пошив тюбетеек. Не у всех вначале хорошо получалось – первые тюбетейки были, случалось, кривые и косые. Некоторые из них мы даже храним для истории. Но у наших подопечных можно поучиться настойчивости – дотошно отрабатывали навыки, повышали качество. Сейчас это изделие на высоте, несмотря на то что изготовлены тюбетейки почти кустарным способом, без применения современного оборудования. Изначально мы решили, что они не будут твердыми, скажем, на клею или желатине, похожими на турецкие фески. Татарские – это «каляпуши», мягкая форма, подшлемники.
– Однако и ваших качественных «каляпушей» в 50-60-х годах в городе не было. Половина Тюмени, люди всех национальностей ходили в удобных приплюснутых тюбетейках. Такая мода на них была.
– Это вы вспоминаете узбекские тюбетейки. Мы же возрождаем не менее удобные сибирско- татарские. Подшлемник, значит, подшлемник. Он должен быть хлопковым, из натуральных материалов – повседневным головным убором. А сейчас, встречается: у кого-то горе, ритуальное мероприятие, а люди приходят в твердых тюбетейках, с изображениями роз и обилием стразов. Татарам требуется классический, консервативный головной убор.
– А как быть молодежи с их тягой к современности?
– В мире носится и выбрасывается колоссальное количество джинсов, из которых наши неугомонные бабушки отшивают привлекательные стильные и модные модели. Мы бросили в Интернете клич: «Собираем для социального проекта старые джинсы». И их к нам понесли неравнодушные люди, другие предлагали: «Приезжайте и забирайте».
– Как переломили себя? Бывший чиновник, ведущий преподаватель вуза, известный в области и за ее пределами психолог и вдруг собирает старые штаны.
– Мы с Рамилей в такой ситуации оказались в первый раз. Да, неловко чувствуем себя в роли просителей, к тому же, собирая старые вещи. Но это было важно для того, чтобы продолжать начатое дело. Зато какие классные тюбетейки изготовили! И ведь нет ни цеха, ни современного оборудования. Одна молодая женщина, вручая мне пакет джинсов, сказала: «Большое спасибо вам за проект с бабушками – вы затеяли просто суперклассное дело!». Позднее люди стали отдавать и отрезы тканей, которые у некоторых хранились еще с советского времени. Моя мама тоже решилась на этот шаг. Присылали отрезы даже из других регионов. Запомнилась такая посылка из Таганрога, к которой девушка сделала короткую, но очень трогательную приписку: «В память о моей бабушке!».
– Действительно ваш проект затрагивает душевные струны. У всех были бабушки, и в сердце мы храним их тепло.
– На форуме социальных предпринимателей в Нижнем Новгороде к нам подошла женщина: «Если это делают бабушки, то я непременно куплю вот эти носочки». А в это изделие кроме шерсти добавлен козий пух, который прядут наши подопечные. Пух привозят издалека, породы сибирских коз не дают такого. Но дело не только в дефицитном материале. Носочки будут всегда теплыми потому, что их связали бабушки. Так же, как и все другие их изделия: вязаные тапочки, варежки, коврики из шерсти – кругленькие такие на стул, дорожки интенсивно яркие на диван… Лоскутные одеяла и панно бабушки делают фантастически профессионально.
– Еще бы, это традиционное шитье сибирских татар.
– Там ткани дорогие. Специальный хлопок для техники пэчворк (лоскутное шитье). Она используется и для вязаных ковриков. Когда бабушки в первый раз привезли эти коврики, у меня были сомнения – появится ли спрос на них? Неожиданно пришли заказы из Москвы, Перми, Санкт- Петербурга и других городов. Покупают нашу продукцию люди, судя по всему, с красивой душой и отзывчивые. Они пишут: «Дом наполнился теплом. Это так здорово и уютно. Горячий привет с наилучшими пожеланиями вашим бабушкам!». Такие весточки ободряют наших подопечных, вдохновляют на творчество.
– Как я выяснил, в отличие от многочисленных татарских организаций, вы не получили ни рубля государственной поддержки. Как удается выживать?
– Выживаем. Платим налоги, платформа интернет-магазина тоже денег стоит, несем транспортные расходы для поездок в Ялуторовск, закупаем материал. Часть прибыли бабушкам возвращается, в основном на производственные расходы. Оставшийся небольшой объем средств тратим на социальную программу. Например, возим ялуторовчанок на различные мероприятия – конкурсы, концерты и др.
– То есть с бабушками проводится работа, которая тоже требует расходов.
– Они просят, чтобы их обеспечили хорошими и качественными материалами. Убеждают, что работы не боятся – все равно шьют и вяжут. Раньше это делали больше в шкаф, не зная, куда девать. Сейчас они довольны, что люди радуются их искусству и покупками поддерживают проект. Бабушки не попрошайничают: «Помогите нам». Они готовы трудиться, им психологически комфортно жить в рамках проекта.
– У вас поменялся состав учредителей. Знаю, как нелегко пережили непростой период. Из вашей деятельности выпало очень важное, на мой взгляд, звено – студия «Бабушки и внучки», где маленьких девочек учили кулинарии и рукоделию.
– Действительно, мы остались без помещения и оборудования в Ялуторовске. И на сегодняшние мероприятия либо везем бабушек в Тюмень, либо проводим занятия у кого-то дома. Сейчас мы оформляем гранты для того, чтобы арендовать помещение и закупить оборудование. Понимаю, что результат от нашей заявки довольно призрачный. Но пока не можем найти средства, а отрывать их от наших семей уже невозможно. Мы с Рамилей зарплату за проект не получаем – все эти годы выступали как волонтеры. Тем не менее пока удается удерживаться на плаву. Однако нет возможности для развития.
– Хочу обратить внимание, что этот проект во благо сибирских татар. И меня просто удивляет неприятие его национальными лидерами. Почему не используется ваш потенциал в областной национально-культурной автономии?
– Наш проект, если его распространить на область, может придать туристическую привлекательность региону. Тобольский кремль и косторезное творчество – это уникально и круто. Но у нас же есть самобытная сибирская культура с ее бесценным опытом и историей. В Перми имеется уникальное коми-пермяцкое наследие – они сделали это туристическим продуктом. А у нас что? В Ялуторовске пластиковый острог. Коренное население там представлено всего лишь костюмом кочевника. Что за кочевники там были, которые построили город Явлу-Тура, основали аулы Аслана, Новоатьялово... Это большая и удивительная история, которая нигде не представлена и которую мало кто знает. А мы готовы для каждой территории создать сибирско-татарские сувениры. Привлечь для этого сотни бабушек, многодетных и одиноких мам, женщин в декрете. Мы создаем реальный бренд «Эбием», который знают уже во многих городах России.
– Какие еще мысли и идеи появились у вас в последнее время?
– Сегодня мы, образно говоря, стоим на двух ногах. Одна – это ООО «Социальный предприниматель», вторая – АНО «Центр социальной адаптации и культурного развития «Эбием». Мы уже умеем развивать социальные проекты – а, между прочим, людей с таким опытом в Тюмени очень мало. Да, мы никогда раньше не просили помощи. Но сегодня она нам очень нужна для того, чтобы распространить опыт. Для начала просим приобрести хотя бы профессиональный раскроечный плоттер для ткани. Бабушки очень много времени тратят на создание сложных национальных узоров. С помощью плоттера мы могли бы войти с проектом в национальные деревни и села, для начала в Тюменском районе. Неужели татарские лидеры не хотят, чтобы наши волшебные бабушки обучали девочек национальному домоводству, чтобы не дать проникнуть в их души и сознание вирусам иждивенчества и равнодушия?
НА СНИМКАХ: продукция ялуторовских бабушек; Рамиля Канбекова и Альфия Кабирова.
Валерий ИКСАНОВ /фото автора/