«ЭТО БЫЛ ПОСЛЕДНИЙ РУССКИЙ ХУДОЖНИК»

ПОМНИМ 

В минувшем году творческая элита нашего города отметила 80-летнюю годовщину со дня рождения самобытного художника-живописца Геннадия Александровича Токарева. 

К сожалению, талантливый тюменский мастер, едва перешагнув 60-летний рубеж, скончался. Его отец погиб во время Великой Отечественной войны, а семья ютилась в маленьком домике на Мысу, познав на себе все тяготы послевоенной полуголодной жизни. Геннадий рассказывал, как он мальчишкой в бедной одежонке в любую погоду пешком ходил на занятия к тюменскому педагогу Ивану Некрасову. 

Это были незабываемые времена – ребята буквально боготворили своего учителя, перенимали навыки работы кистью, карандашом, ездили на этюды, подолгу гостили в его квартире. По сути, педагог заменил начинающему художнику родного отца. 

Известность к Геннадию Александровичу пришла довольно рано, в 20-летнем возрасте. К сожалению, а может быть, и наоборот, академического образования ему получить не удалось. 

Во всяком случае, перед нами самобытный, влюбленный в свою малую родину, в свой народ художник, отчаянный труженик, абсолютный трезвенник, «путешествователь». Бывало, на своем велосипеде он с этюдником пробирался в самые глухие места, делал эскизы, а затем в мастерской доводил работу до совершенства, готовясь к очередной персональной выставке. 

Кумиром Токарева был И. Левитан, чей огромный портрет красовался в его кабинете по ул. Воровского. Его мастерская часто превращалась в клуб творческих встреч. Здесь бывали философы Н. Зотов и С. Суровягин, гитаристка- семиструнница А. Бардина, художник Б. Паромов, который был особенно дружен с Геннадием. На прощальном собрании он, потрясенный смертью коллеги, с горечью в сердце сказал: «Это был последний русский художник…». 

Михаил ЯБЛОКОВ


44719