Иннокентий Коморников родился на Алтае в многодетной семье. Родители умерли рано. Жизнь разбросала братьев и сестер по белому свету. Кого-то приютили родственники, кого-то приняла чужая семья, а Иннокентий обосновался в Сосновке, где жила его родная тетка. Ему здесь нравилось все. Особенно любил в росистое утро выйти на луг и прокос за прокосом срезать траву. Затем завтракал, а после шел на работу – в колхоз.
Вечерами молодежь собиралась на берегу небольшого озерка Падунок или за околицей. Здесь хозяином был гармонист. Пляски, песни, частушки до рассвета. А утром опять на работу. В один из вечеров встретил он девушку. Запала в душу эта новенькая, приехавшая в гости к родственникам. Веселая компания его большее не интересовала. Ему было хорошо и тепло с Тоней, ведь до нее у Иннокентия не было рядом близкого человека, кроме тетки, конечно. Теперь он чувствовал себя, как никогда, счастливым. В 1930 году Тоня и Иннокентий поженились.
На первых порах поселились у Тониных родителей. Но вскоре молодожены отправились на заработки в Хакасию. Иннокентий работал на руднике в Шипилинске, Антонина служила домработницей у местного врача. Ничего доброго у супругов из этого вояжа не получилось, и они вернулись домой, к родителям. Иннокентий устроился сначала в Новозаимский зерносовхоз, затем путеобходчиком на Уковский разъезд. В семье росли двое ребятишек.
Впоследствии Коморниковы обосновались в деревне Першино. Построили свой дом. Антонина трудилась в колхозе разнорабочей. Иннокентий строил животноводческие фермы – он был неплохим плотником. Вечерами мастерил столы, табуретки, шкафы.
Жизнь шла своим чередом, в семье было уже трое детей. Потом началась война. В первые же дни Иннокентия призвали в армию. Долгие четыре года шагал он по фронтовым дорогам, исключая ту недолгую побывку в родной дом в начале 1942-го. В конце года появился на свет в семье четвертый ребенок, последний. В одном из писем Иннокентий писал жене: «Это тебе, Тонюшка, на вечную память».
Действительно, на вечную. На исходе войны получила она похоронку: «Ваш муж Иннокентий Александрович Коморников геройски погиб 28 января 1945 года...». Похоронили солдата в Латвии, на перекрестке дорог у хутора Вилки. Потом еще долго шли письма от сослуживцев. Они сообщали, что завернули его в шинельку и уложили в могилу. Погиб он от пули немецкого снайпера. Жил после ранения в голову еще полчаса. Последние слова его были: «Остается моя Антонинушка с четырьмя ребятишками».
Горстка земли с братской могилы, где упокоился Иннокентий Коморников, хранится в местном краеведческом музее.
Можно только гадать, как смогла выжить простая деревенская женщина с четырьмя детьми, выстоять, не сломаться от навалившихся трудностей.
Антонина Афанасьевна прожила 90 лет. Вырастила, выучила детей. Каждый нашел дорогу в жизни. Конечно, если бы отец вернулся с войны, дороги эти были бы куда легче. Когда же она ушла из жизни, младший сын, Анатолий, взял из музея щепотку той земли, что с братской могилы отца, и посыпал на свежий холмик, где нашла свое вечное пристанище его матушка…Его самого не стало в 2009 году.
Старший сын – Коморников Петр Иннокентьевич – работал директором совхоза «Мальковский», много лет был главой к/х «Воля». Сейчас в возрасте 85 лет находится на заслуженном отдыхе. Он побывал в Латвии, постоял у обелиска, где значится фамилия его отца. И словно прикоснулся к подвигу. Вечная слава героям!
НА СНИМКЕ: И.А. Коморников.
Семья КОМОРНИКОВЫХ