РАСКОЛ

ИСТОРИИ СТРОКИ 

В 2020 году отмечается крупная дата в истории старообрядчества – 400-летие со дня рождения Аввакума Петрова, выступавшего против реформирования церкви и возглавившего ревнителей древнего благочестия. 

В 1988 году огнеопальный протопоп был реабилитирован, причислен к лику святых, почитается как священномученик, а его «Житие» считается одним из наиболее ярких памятников русской средневековой литературы. Предстоятель Русской старообрядческой церкви, митрополит Московский и всея Руси Корнилий в преддверии этой даты встречался с Владимиром Путиным. Ни в царское, ни в советское время старообрядцы не имели возможности изложить напрямую свои чаяния главе государства. Митрополит Корнилий много лет присутствует на государственных торжествах, вместе с патриархом Кириллом состоит в президентском совете по делам религии. 

Тюменская община сегодня входит в состав епархии Новосибирской и Всея Сибири Русской Православной Старообрядческой Церкви. С октября 1992 года ее возглавляет епископ Силуян (Симон Анфиногенович Килин). В этот период открыто большинство ныне действующих приходов Сибири и Дальнего Востока, в 1999 году завершено строительство кафедрального собора в Новосибирске. 

ТРАГЕДИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО МАСШТАБА 

Раскол – неизбывная боль Русской Православной церкви и всего государства Российского. Некоторые исследователи именно в нем видят истоки 1917 года, когда брат пошел на брата и помутившийся рассудок нации не смог остановить братоубийственную смуту на потеху заморским недругам. В ученых трудах подробно проанализирована первооснова этой национальной трагедии вселенского масштаба, которая несколько веков сеяла семена ненависти и раздора. Только на Поместном соборе 1971 года наложенные в семнадцатом веке клятвы на старые обряды и на старообрядцев были сняты «яко не бывшие» и Священный Синод осудил насильственные методы преодоления раскола, ставшие результатом вмешательства светских властей в дела церкви. Древлеправославная церковь признана равноспасительной. 

Точкой отсчета раскола историки называют 1654 год, когда церковь раскололась на «казенную» (официальную) и старообрядческую, а инициаторами – «тишайшего» Алексея Михайловича и его ставленника – патриарха Никона. Молодой и честолюбивый царь, ярый грекофил, мечтал сесть на византийский престол, а чтобы облегчить эту задачу, затеял церковную реформу по унификации богослужебной обрядовой практики между русской и греческой православными церквями. Видный церковный историк А. Карташев писал: «Задача Третьего Рима в голове молодого царя Алексея Михайловича воспылала мечтой освободить православных от турок и войти в Царьград василевсом всего Православия, а его друга патриарха Никона – служить литургию в святой Софии во главе четырех остальных патриархов. Для этого спешно нужно согласовывать все книги и обряды с греческими. И началась неграмотная и нетактичная ломка». 

Поспешные нововведения, во многом отвечающие реалиям жизни, проводились насильственными методами, кардинальным образом меняли обрядовую сторону церковной практики, сложившуюся со времен крещения Руси. Причем делалось это без одобрения Собора. Для ревнителей «древнего благочестия» церковная реформа стала подобна национальной катастрофе, рушившей весь жизненный уклад. Староверы отчаянно боролись за чистоту веры, не признавали греческих новшеств и изменений в богослужебных книгах. Привыкшие всю жизнь креститься двумя перстами, они напрочь отвергали троеперстие, называя его «кукишем». Не приняли они и другие нововведения. Обхождение по солнцу (в знак того, что мы идем за Солнцем-Христом во время крещения, венчания и освящения храма) заменило обхождение против солнца, имя Спасителя «Исус» переделали на греческое «Иисус», древнерусскую божественную литургию, совершаемую на семи просфорах, стали проводить на пяти. Это лишь некоторые, наиболее существенные новшества. В народе говорили: новый патриарх упразднил Христа. 

Подвергаемые преследованиям люди уходили в леса и болота, бежали на окраины государства. Стойкие приверженцы дониконианской старины подвергались жестоким мучениям и казни. Повсюду заполыхали костры, в которых тысячами гибли русские люди. 

ЗАПЫЛАЛИ ГАРИ 

Самая крупная в истории старообрядчества гарь произошла на родине моих предков – в окрестностях упоровской деревни Кокуй, на берегу речки Березовка. 

Об этом говорится в Отписке тюменского воеводы М.М. Квашнина царю Федору Алексеевичу о тюменских раскольниках и о массовом самосожжении в Тобольском уезде, в пустыни старца Даниила на речке Березовке. Это первый исторический документ, повествующий о чудовищной трагедии, произошедшей в ночь с 6 на 7 января 1679 года в 12 верстах от Ялуторовского острога. Власть знала о приготовлениях к «гари» и, чтобы воспрепятствовать намерениям проповедника «древнего благочестия», послала крупный воинский отряд. Но силовое вмешательство только подогрело страсти. Облитые смолой, обложенные хворостом, лесные избушки-кельи запылали как один огромный костер. Инициатором самосожжения историки называют священника тюменской Знаменской церкви Дометиана (в иночестве Даниила), ближайшего сподвижника идейного вдохновителя русского раскола протопопа Аввакума. Неумелые действия встревоженных властей привели к тому, что здесь в ночь с 6 на 7 января 1679 года состоялось крупнейшее самосожжение, в котором погибло, по разным источникам, от 1700 до 2700 человек. Для малонаселенных сибирских мест цифра более чем значительная. 

Сибирь стала местом ссылки таких видных идеологов старообрядчества, как протопоп Аввакум, романовский поп Лазарь, патриарший подьяк Федор Трофимов, казанский чернец Иосиф Астомен, позднее сюда ссылали монахов и бельцов Соловецкого монастыря, казаков с Дона. Они заводили свои скиты и общежития. 

Протопоп Аввакум, несмотря на то, что к нему благоволил Алексей Михайлович, был сослан в Тобольск в 1653 году за яростные проповеди против церковной реформы, затем, зимой 1663-1664 годов, вместе с женой Настасьей Марковной и малыми детьми он вновь побывал здесь, возвращаясь пешком в Москву из даурской ссылки. 14 апреля 1682 года, после 15-летнего пребывания в земляной тюрьме заполярного Пустозерска (в 26 километрах от современного Нарьян-Мара), неистовый протопоп был предан огню вместе со священником Лазарем, дьяконом Федором, иноком Епифанием «за великие на царский дом хулы». 

СВЯТОЙ МИРОНУШКА 

Духовным лидером часовенного согласия, не приемлющего поповства, стал Мирон Иванович Галанин из Приисетья, похороненный в д. Кирсановой. Его могила до сих пор слывет местом паломничества. Святой Миронушка – автор нескольких книг о «древнем благочестии», много пострадал за веру, девять лет томился в тюрьмах, острогах, казематах, работал кандальником на горнозаводском мраморном карьере рядом со смертниками. Однажды власти, разгневанные его упрямством, заклепали страдальца в деревянную бочку и пустили с 30-саженной горы, на которой стоит Тобольский Кремль, но он остался жив. Галанин и его сподвижники вошли в историю старообрядчества как идеологи нелегкого исторического выбора: перехода к бессвященнической богослужебной практике. 

СТАРООБРЯДЦЫ ОСВАИВАЛИ ПРОСТОРЫ СИБИРИ 

Идеи Реформации, получившие развитие в Сибири как форма религиозного протеста, свидетельствовали о проявлениях «молодого капитализма» на российской почве. Сибирское старообрядчество не выглядело закостенелой замкнутой кастой, которой чужд научно-технический прогресс. Наоборот, несмотря на специфические формы религиозного самосознания, а может быть, благодаря им, старообрядцы Сибири оказались самым передовым и сплоченным отрядом российского общества на огромных пространствах России, жаждущих хозяйского ухода и преобразований. Отрядом, стоящим у истоков купечества и предпринимательства. Не случайно из этой среды выдвинулись такие известные деятели, как Морозовы, Мамонтовы, Третьяковы, Рябушинские, Щукины, Прохоровы, Рахмановы, Гучковы, Солдатенковы, которые капиталы собирали не для роскоши, а ради просветительской деятельности и нового производства. Всем им свойственны черты, присущие старообрядцам: взаимоответственность, взаимодоверие, честность, добросовестность в делах, трудолюбие, сдержанность в разорительных мирских развлечениях. 

Соблюдение заповедей старой веры не помешало многим сибирякам стать успешными предпринимателями, купцами, прославиться хозяйственной сметкой, дальновидностью, умением вести дела. Когда мы говорим о знаменитой купеческой династии Колмаковых, то вспоминаем не столько о скитах, где находили приют странники, сколько о размашистых мирских деяниях Товарищества «Ялуторовский первой гильдии купец В.В. Колмаков с братьями», занимавшегося мукомольным производством, пароходством, торговлей. Неоценим вклад в просвещение Сибири Кирьяка Степановича Колмакова, основателя Ялуторовского отдела Императорского Московского общества сельского хозяйства, а также «Крестьянской газеты», первого периодического издания в Ялуторовске. Ялуторовская купчиха второй гильдии Екатерина Дмитриевна Гусева, тоже из старообрядческого рода, вошла в историю сибирской промышленности как основатель паровой мельницы. Томский купец первой гильдии Игнатий Иванович Колосов на собственный капитал построил здание уездного училища в Ялуторовске. И мельница, и это красивейшее здание все еще служат людям. 

Неоспорима заслуга старообрядцев в колонизации Сибири и Дальнего Востока. Известный историк и этнограф Н. Ядринцев писал: «Если русское население протянулось до границ Китая и выставило ряд деревень, если русская колонизация проникла в самые неприступные хребты, то этим мы обязаны смелым каменщикам (старообрядцам)». 

НА СНИМКАХ: Мирон Галанин; протопоп Аввакум. 

Павел БЕЛОГЛАЗОВ


44623