ИЗ СЕРБИИ С ЛЮБОВЬЮ

РЕПЛИКА КИНОМАНА 

Что мы знаем о сербском кино? Даже если покопаться в памяти, то всплывет только одно имя – Эмир Кустурица. Да и то у продвинутых киноманов. Остальным даже имя культового режиссера из бывшей Югославии вряд ли что-то скажет. Ну не смотрели наши зрители «Время цыган» и прочие шедевры Каннского лауреата. Хотя его и пригласили в Тюмень возглавить жюри кинофестиваля.

Впрочем, состоится ли фестиваль исторических фильмов, еще большой вопрос. Но мы все хотим надеяться на лучшее, к тому же после успеха «Тобола» у нас появилась надежда, что в регионе начнут сниматься и другие полномасштабные блокбастеры. Особые надежды питают те, кто привык к активной культурной жизни вне дома. Повторюсь, спектакли и экскурсии по музеям в записи или онлайн не воспринимаю как полноценное искусство. И тогда остается только кино. 

И вот тут нам никак без Сербии не обойтись, поскольку самым востребованным высокооплачиваемым актером стал Милош Бикович. Уж не знаю, к смирению или неудовольствию наших кинодеятелей. С одной стороны, не признавать явный талант Биковича, значит спорить с жюри престижных фестивалей. С другой, почему все лучшие роли – и комедийные, и психологически сложные – достаются ему? Такой вопрос начали задавать, еще когда вышла картина «Довлатов». Неужели не нашлось отечественного актера, чтобы воплотить на экране образ российского классика, пусть и в большей мере реализовавшегося на Западе. Нужно ли было приглашать иностранца, который вряд ли поймет советскую жизнь тех лет. Однако опыт показал – нужно. Появилось незамыленное лицо, и стало легче воспринимать картину в целом. К тому же давно известно, что капризов у наших раскрученных звезд предостаточно. И как результат, лента удостоилась приза Берлинского кинофестиваля. 

Но Бикович не появился из ниоткуда, еще ранее он засветился у самого Никиты Михалкова – «Солнечный удар». Те, кто не интересуется элитарным кино, прекрасно помнят его по сериалу «Отель «Элеон», такого плейбоя, прожигающего жизнь, нужно еще поискать. В дни новогодних каникул комедия «Холоп», где также в главной роли Милош, собрала огромную кассу. Вроде и сюжет не новый, но своеобразный юмор принес свои плоды. Некоторые зрители ходили на фильм по нескольку раз. 

Милош Бикович родился в январе 1988 года в Белграде. Его семья не была связана с миром театра или кино. Но искусство, литература, живопись всегда почитались. 

Желание стать артистом пришло к Милошу в сознательном возрасте: юноша определился с профессией в старших классах школы. Учиться пошел в Белградский университет, через который ежегодно проходят сербские актеры. После получения высшего образования исполнитель пополнил труппу Белградского национального театра. 

Кинематографическая биография Биковича началась, когда артист окончил второй курс, после которого студентам позволяется сниматься. За компанию с однокурсниками начинающий актер отправился на объявленный кастинг большого проекта. У Милоша уже имелся опыт работы в кино, но это были небольшие роли в сериалах «Доллары идут», «Белая ладья» и «Аисты вернутся». 

В фильме «Монтевидео: Божественное видение» речь пошла о команде молодых людей, которые хотят поехать в столицу Уругвая на первый чемпионат мира 1930 года. Ради мечты футболисты совершают невозможное и становятся звездами. Бикович не думал, что знаменитый режиссер Драган Бьелогрлич доверит ему роль в собственном проекте. Милош не умел играть в футбол и не подходил по росту. 

Сначала отобранные на кастинге претенденты занимались на тренировках, но вскоре режиссер позвал Биковича и неожиданно предложил главную роль. И когда ошарашенный актер сказал, что сомневается в собственных силах, Бьелогрлич заявил: или главная роль, или никакая. Так молодой артист попал в мегапопулярный фильм о первопроходцах мирового футбола. 

Позже сербский артист появился в лентах «Шляпа профессора Вуйича», «Когда любовь опаздывает» и «Женатый холостяк», которые тоже были встречены тепло. Новым фильмом, снятым на родине Милоша Биковича, в котором артист сыграл главную роль, стал спортивный проект о баскетболистах под названием «Станем чемпионами мира». 

В российском кинематографе сербская звезда «засветилась» в нескольких нашумевших лентах. В 2014 году на экраны вышла историческая драма Никиты Михалкова «Солнечный удар», где Милош Бикович перевоплотился в главного героя Николая Гульбе- Левицкого (Коку). 

А в следующем году артист сыграл еще в двух «громких» проектах. В фильме «Духless 2» режиссера Романа Прыгунова Милошу достался образ Романа Белкина. 

В 2016 году начались съемки комедии «Отель «Элеон», спин- оффа рейтингового сериала «Кухня». В фильме Биковичу досталась главная роль героя Павла Аркадьевича, нового управляющего отелем, племянника бывшей хозяйки Элеоноры Андреевны. У нового хозяина дела сразу не задались, поэтому Павел приглашает в помощницы суперменеджера из Брюсселя Софию Толстую (Екатерина Вилкова). В роли Михаила Джековича, помощника Софии, предстал Григорий Сиятвинда. 

В 2017-м актер порадовал поклонников работой в исторической драме «Крылья империи», где исполнил роль белого офицера Сергея Кирсанова-Двинского, перешедшего на сторону красных. Еще одна премьера года с участием Биковича – комедия «Мифы» – стартовала в российском прокате 17 ноября. В фильме речь пошла о жизни звезд шоу-бизнеса. Режиссер Александр Молочников собрал на рабочей площадке звездный актерский состав, куда вошли Паулина Андреева, Федор Бондарчук, Сергей Безруков, Иван Ургант, Андрей Смоляков, Игорь Верник, Ирина Розанова. 

Похоже, режиссеры поняли, что из Биковича можно вылепить своего актера. Обладая яркой индивидуальностью, он каждый раз умудряется полностью перевоплощаться в своих персонажей – реальных или вымышленных. Ему веришь в ленте «Довлатов», и уж тем более, как ни странно, в сериале «Магомаев». На такое глобальное перевоплощение, думаю, никто не рассчитывал. 

Честно говоря, я не хотела смотреть эту картину. Слишком уж много было отрицательных эмоций по поводу биографических лент. Чаще всего там нагромождения жареных фактов, а порой и отвратительных. А иногда приглаженная, отполированная жизнь главного героя. О Магомаеве ничего плохого не слышала, но в наше время можно найти или придумать какую-нибудь сенсацию. Поэтому сесть к экрану меня заставила только информация, что картину консультировала и дала согласие на ее показ вдова Муслима Магомаева, народная артистка СССР Тамара Синявская. А она известна своей принципиальностью. 

Впрочем, вопросов к ленте осталось немало, но по поводу создания атмосферы 60-х, погружение Биковича в образ хочется сказать создателям огромное спасибо. Особенно от людей старшего поколения, чья молодость как раз пришлась на время расцвета популярности Магомаева. В сериале за основу взята история Магомаева и Синявской. При всех непростых обстоятельствах они выглядят едва ли не святыми, но, возможно, так они себя и ощущали. Не желали никому зла, а просто хотели быть счастливыми. Некоторые считают, что здесь основополагающую роль сыграл голос Тамары Ильиничны, а он не может быть не субъективным. Но в любом случае сербскому актеру удалось передать образ азербайджанского певца и композитора, которого носили на руках в Советском Союзе. Могли бы и в мире, но времена не выбирают. 

НА СНИМКАХ: М. Бикович в жизни и в сериале «Магомаев». 

Юлия КОНКИНА 

 


44625