НЕ СЧИТАЙТЕ МЕНЯ ХУЛИГАНОМ

НАУКА И ПРАКТИКА 

Во втором, третьем, пятом и шестом номерах нашей газеты были опубликованы материалы под рубрикой «Наука и практика», посвященные воспроизводству органической основы плодородия почв. Своим опытом и научными изысканиями в этом важном деле поделились доктор сельхознаук Александр Севастьянович Моторин и заведующий кафедрой почвоведения и агрохимии профессор Николай Васильевич Абрамов из аграрного университета Северного Зауралья. 

В частности, Н.В. Абрамов в беседе заявил: «Нашей кафедрой приведены обоснованные расчеты, что для агропромышленного комплекса области было бы экономичней получать в среднем по 30 центнеров зерна с гектара. Высокой рентабельности можно достичь, следуя разработанному нами комплексу мер по повышению плодородия почв, прежде всего по воспроизводству ее органической основы». 

Сегодня этот разговор продолжает Алексей Николаевич Рыжук, известный в прошлом организатор сельскохозяйственного производства, занимавший ответственные посты в руководстве Викуловского района и области. (Династию Рыжуков мы представляли в предыдущем номере). 

– Согласен с Николаем Васильевичем, – говорит он, – что цены на сельхозпродукцию должны быть куда ниже нынешних. И путь к этому назван верный – воспроизводство органической основы плодородия. Мы сейчас оживленно обсуждаем поправки в Конституцию о социальной роли государства. Я, разумеется, за то, чтобы внести эти изменения. Заботит другое: почему никто не думает, как оградить наших граждан от высоких цен на продукцию? Вот мы уже который год говорим о технологических достижениях, внедрении цифровизации в производство, но почему-то жизнь становится все дороже и дороже… 

– Алексей Николаевич, вы в свое время получили патент на изобретенный вами способ возделывания сельскохозяйственных культур. В чём суть? 

– После того как я ушел с поста секретаря обкома КПСС в начале девяностых, пришлось вернуться к крестьянскому труду в родном Викуловском районе. К этому времени азотные удобрения уже зашкаливали за 5 тысяч рублей (за тонну). И я решил перейти на сидераты. Опыт по культивированию многолетних трав у нас, Рыжуков, был уже немалый. После посева пшеницы разместили к ней под покров клевер. Осенью хлеб убрали, а трава начала отрастать. Весной клевер поднялся – набрал немалую вегетативную массу. Мы его в начале августа начали запахивать. Сельчане, занятые тогда заготовкой кормов, не могли понять нашего поступка. Но наперекор общественному мнению запашка продолжалась. Сложность заключалась в том, что тогда не было совершенных сельхозорудий. Например, тех же дискаторов. После дождей – а они в нашем районе могут продолжаться больше недели – трава переросла и выкинула ветки-хлысты на 2,5–3 метра. Плуги буквально корежило на запашке. На следующий год на этих же полях получили пшеничку за 40 центнеров с гектара. Это в Викулово, в зоне тайги и подтайги, вообще без применения минеральных удобрений…И самое интересное, что когда стали сдавать зерно, мне позвонил тогдашний первый заместитель департамента по социально- экономическому развитию села Владимир Антонович Антонюк и сказал: «Никонов в Ишимском ОПХ на поля тоннами минеральное питание валит, а клейковины в зерне мало. У тебя же она под 30 процентов выскочила. Благодарят тебя за пшеничку». 

– Получается, что высокие дозы «минералки» не всегда гарантируют хорошее качество зерна. 

– Был у нас и такой опыт. Как-то в результате плохих погодных условий не получили семена клевера. Даже молотить не стали. Не получилось применить сидераты. Чтобы компенсировать питание, закупили немало минеральных удобрений. А в результате зерно только 4-го класса – вегетативная масса есть, а нормальной клейковины не было. Так я пришел к выводу: чтобы иметь качественное зерно, необходимо поднимать плодородие сидератами – воспроизводить органическую основу плодородия. 

– Эта тема не нова. Ее неоднократно поднимали и заведующий кафедрой земледелия профессор Виталий Андреевич Федоткин, и уже упомянутый мною Николай Васильевич Абрамов. Они всегда подчеркивали, что в глубинке для воспроизводства и сохранения плодородия мало используются сидераты. Самые эффективные из них – бобовые культуры (клевер, донник, люцерна). Они, как известно, являются источниками не только органики, но и азота. Однако ученые и не мыслили советовать сельхозпроизводителям запахивать, к примеру, клевер, не скосив его хотя бы раз на корм скоту. 

– Более того, крестьянская психология не позволила бы запашку массы, предназначенной и на второй укос. Надо уходить от шаблонов в сторону резкого снижения себестоимости продукции. Но складывается впечатление, что никого это не интересует. Как-то я предлагал крупному областному чиновнику посмотреть на производство, где себестоимость зерна около тысячи рублей за тонну, тогда как кругом она была в восемь раз дороже. Однако он и ухом не повел. Похоже, у них другие интересы. 

– Вернемся к обоснованию вашей технологии… 

– Набираясь практического опыта, не забывал знакомиться с научными публикациями. В них было сказано, что использование клевера в качестве сидерата повышает содержание гумуса в почве на 0,51 процента. Это равноценно одновременному внесению 40 тонн навоза на гектар. 

– Алексей Николаевич, это какие-то запредельные объемы. Не менее авторитетные ученые заявляют: чтобы подготовить почву к стабильным урожаям зерновых в 30 центнеров с гектара, необходимо вносить до 10 тонн органики. А тут такой почти бесплатный подарок – клевер. 

– Хочу предупредить, что мои цифровые выкладки могут показаться некоторым читателям излишне скучными. Но скажите, как иначе я должен доказать, почему в магазинах цены на хлеб и другие продукты, в производстве которых применяется зерно, неоправданно высокие и продолжают расти. Ученые исследовали эффективность внесения измельченной соломы, сидератов на основе донника, эспарцета и других многолетников. Клевер оказался среди лидеров и по накапливанию азота в почве. 

– Чтобы читателям было понятно, нужно сказать, что в тонне азотных удобрений стоимостью 16 тыс. рублей содержится всего 34% (340 кг) действующего вещества. То есть акк умулированный клевером азот на гектаре можно представить примерно 750 килограммами удобрений в физическом весе. Просто феноменальный результат! 

– Вы еще не учли, что из действующего вещества минеральных удобрений усваивается всего чуть более 40 процентов. Остальной объем химии загрязняет почву. А больная почва требует немалых затрат на восстановление. Мы можем ее оздоровить опять же благодаря применению сидератов. К негативным факторам можно отнести и то, что мы вносим большое количество азотных минеральных удобрений в посевы и «сжигаем» семена. Какой урожай ждать после этого? 

– Алексей Николаевич, не так давно я увидел фотографию, на которой вы бросили на вызревшую пшеницу пиджак, и он не подмял посевы. 

– Такой способ я подметил на юге России. Если пиджак висел на пшенице, то урожайность была не менее 60 центнеров с гектара. 

– То есть примерно такой продуктивности вы достигали в Викуловском районе? 

– Не было такой цели – ставить рекорды. Просто экспериментировали с культивированием в Викулово озимой пшеницы Скипетр, кстати, районированной в Уральской зоне. Это был лишь элемент в цепочке растениеводческой технологии, разработанной мной. Как известно, погода, особенно в зоне тайги и подтайги, редко балует погожими днями. Нашим земледельцам не всегда удается отсеяться в оптимальные сроки – до начала мая. Поэтому часто уходим в октябрь с уборкой, что чревато голимыми потерями. Если в августе мы начинаем жатву, то ее можно вести с 9 утра до 9 вечера. А в октябре – в обед начнешь, а через 2-3 часа заканчиваешь. Да еще не всегда комбайнов в достатке. Потому предлагаю севооборот, обеспечивающий растянутую уборку. По сидеральному пару сеем озимую пшеницу, которую убираем в начале августа с высоким качеством зерна. Следом размещаем озимый рыжик – масличную культуру, особо ценимую за рубежом, ее обмолачиваем в июле. После засеваем поля яровой пшеницей с подсевом под покров клевера. Для предлагаемого мной севооборота потребуется втрое меньше комбайнов, они справятся с жатвой в нормативные сроки, без потерь, что, несомненно, скажется на себестоимости производства зерна – она значительно снизится. Мы же идем по тупиковому пути. Техника становится все круче и круче, а сельхозпродукция – дороже и дороже. Новые технологии, используемые нашими земледельцами, должны затраты сокращать, а происходит все наоборот. 

– Вы пытались продвигать свои разработки? 

– Меня приглашали для этого в Тюмень, Курган и другие города, но дальше разговоров дело не идет. Высокое начальство даже за глаза назвало меня хулиганом в растениеводстве. Не хотят всерьез говорить на эту важную тему. 

НА СНИМКАХ: поле с царь- травой клевером; патент на новый способ возделывания сельскохозяйственных культур. 

Валерий ИКСАНОВ /фото автора и из Интернета/


44368