К СЛОВУ
К пьесе, премьера которой недавно прошла в Тюмени, обращались множество раз. Как в самой Франции, так и в России. Она, действительно, палочка- выручалочка для театральной труппы, где только одна примадонна, но и остальным дамам надо что-то играть, а быть на вторых ролях с парой реплик не очень хочется. Поэтому ее с удовольствием включают в репертуар, стараясь найти свои интонации и даже собственную развязку. Не смотреть же детектив, если в нем все заранее известно.
Как черная комедия превратилась в мюзикл, сам по себе предполагающий искрометный жанр, продемонстрировали разные режиссеры в столичных и периферийных театрах. Так, знаменитый пермский «ТеатрТеатр», поставив «8 женщин», получил за это «Золотую маску». И когда труппа была на гастролях в Тюмени, билеты раскупались, как горячие пирожки. Подкупало и само название, и знак качества, присущий этому коллективу. И хотя невольно напрашивались сравнения, в том числе и с известным фильмом режиссера Франсуа Озона, но, абстрагировавшись от них, получаешь настоящее удовольствие. И даже не от разгадки детективного сюжета, а от созданных актрисами образов.
В свое время пьеса шла и в Московском театре Сатиры. Среди прочих в ней были заняты Валентина Шарыкина (пани Зося из «Кабачка 13 стульев») и Мария Куликова. И это был уже совсем другой спектакль, выдержанный в иной манере. Позднее в нашем интервью Шарыкина сказала, что автор пьесы и Озон не любят женщин, в их же версии постарались объективно отнестись к дамским слабостям. А еще в Тюмень привозили антрепризу «8 женщин», где главную роль исполняла Анна Самохина. Актриса уже тогда болела, но ничем не выдала своего состояния. Была как всегда обворожительна, прекрасно танцевала, выдерживая ритм постановки, и мы не подозревали, что видим Анну на сцене в последний раз.
По-настоящему второе дыхание пьесе Тома дала картина Озона, получившая множество международных призов. Там собрался весь цвет французского кино во главе с Катрин Денев и Фанни Ардан. За старшее поколение отвечала Даниэль Дарье, за молодежь – Людовин Санье. В ленте каждая героиня имеет свою вокальную партию, но гораздо интереснее смотреть, как режиссер выстраивает мизансцены для своих звездных дам, а иногда и вовсе провоцирует публику. Чего стоит только драка и поцелуй между героинями Денев и Ардан, которые в реальной жизни были соперницами и в кино, и в любви. Когда Изабель Юппер садится за фортепиано, продвинутые киноманы сразу же находят отсылки к ленте «Пианистка» о не совсем психически здоровой женщине. Но то, что режиссер не любит прекрасный пол, я бы не сказала. Просто иногда любопытно посмотреть на себя со стороны, но не всегда увиденное может понравиться.
НА СНИМКЕ: кадр из фильма Франсуа Озона.
Юлия ВЛАДИМИРОВА