ПРОСТАЯ ИСТОРИЯ
Доабортное консультирование проводится практически во всех женских консультациях Тюменской области. Беседа пациентки, решившейся на аборт, и психолога – это тот рубеж, перейдя который, женщина может все-таки отказаться от своего первоначального решения – аборта и сохранить беременность.
Кристина – многодетная мама, ей всего 29 лет. Высокая, статная, белокожая, правильные черты лица, большие выразительные серые глаза – настоящая русская красавица. У этой милой, обаятельной женщины уже четверо детей. Вернее бы сказать – пятеро: несколько лет назад в результате несчастного случая у нее погибла 5-летняя Оля. Горю не было предела. Через два года родилась Света.
– Ее рождение для меня в то время – как спасательный круг, – говорит, улыбаясь, Кристина, глядя на маленькую дочку, которая на полу увлеченно играет в свои детские игры. – Она меня «вытянула» из того ужасного состояния, подействовала как антидепрессант.
У Кристины есть еще старшая дочь – Даша, девочке 12 лет, ученица 6-го класса. Когда я пришла к ним в гости, она отсутствовала – убежала в магазин.
– Дарья – абсолютно самостоятельный ребенок, – рассказывает о своих детях молодая мама. – Умеет уже все: и в магазин сходить, и в квартире прибрать, и нянчиться с детьми помогает. Очень любит их. Третья моя дочка – Уленька. Я удочерила ее, когда Свете исполнилось 10 месяцев. Ее биологическая мама – моя родственница, состояние здоровья не позволяет ей растить ребенка. Сегодня Ули нет дома, бабушка на несколько дней забрала к себе в деревню.
Кристине сейчас особенно трудно: на руках у нее совсем крошечный малыш, это Роман, ему месяц от роду. Для него требуется больше всего времени и сил. Рома – тот самый ребенок, спасенный от аборта.
Кристина воспитывает детей одна. Не работает уже 5 лет – постоянно в декретном отпуске. С первым мужем прожила 9 лет – разошлись из-за его пристрастия к алкоголю. Со вторым гражданским мужем, отцом Ромы, почти та же история. Расстались за полтора месяца до родов. Не выдержали нервы: пьяный отец, маленькие дети – это уже слишком.
Живет многодетная семья в крошечной однокомнатной квартирке «хрущевского» типа. Диван на два места занимает половину комнаты, еще маленький диванчик, детская кроватка. Раскладушка в собранном виде стояла у стены. Есть телевизор и полки, на которые в аккуратные стопочки сложены вещи, их очень много. При этом в квартире чистота и даже уют. Сколько надо сил иметь, чтобы на такой маленькой площади поддерживать порядок!
– Как вы попали на доабортное консультирование?
– Вообще-то каждой своей беременности я радовалась. Когда забеременела Ромочкой, первой моей реакцией была тоже радость. А уже потом испуг. Я впала в ступор. Когда рожала старших детей, было легче в материальном плане, да и чувствовала себя более уверенно. Четыре фактора – отсутствие денег, разрыв с мужем, отсутствие жилья и слишком маленькие дети – привели меня к мысли об аборте. Поняла, что мне не справиться.
Кристина рассказывает, вспоминая каждую деталь, и при этом бережно прижимает крохотного сынишку к груди.
Меня же, уже в который раз, одолевают мысли о том, что наши многодетные семьи часто не имеют нормального собственного жилья или хотя бы возможности снимать квартиру большей площади. Почему же у нас такая несправедливая жилищная политика в отношении многодетных семей? Ведь люди честно рожают, не делают абортов – так поощрите их достойным жильем! О демографии много говорим, а где реальные дела?
Уезжать в деревню к родителям Кристина не хочет. Она уже давно живет в городе. Работы в деревне для нее нет, и район там какой-то безжизненный: дорог нет, всюду грязь, мужское население пьет. Детям необходимо развиваться, хотелось бы отдать их в хорошую школу, в какие-то кружки.
– Первый раз я попала на консультацию к психологу Ольге Анатольевне Дадановой, такая приятная молодая женщина, – продолжает свой рассказ Кристина. – Мы с ней обстоятельно обо всем поговорили. Я тогда решила, что буду пока обдумывать свою ситуацию, а за это время сдам все анализы, необходимые перед абортом. Время быстро пролетело, меня стали торопить, оставалось буквально два дня, тянуть больше было нельзя. Пришла в консультацию, и меня опять направили к психологу, на этот раз к Елене Юрьевне Шабалиной. Она уже собралась уходить, а мне нужно было срочно проконсультироваться. В общем, осталась, внимательно меня выслушала. Разговор был долгим. Вы знаете, сердцем я понимала, что хочу ребенка, а рассудок мне говорил другое. Потом я чувствовала, что хочу это сделать назло мужу, показать ему, что самостоятельно могу все решить.
– После этого разговора вы оставили мысль об аборте, как я поняла.
– Елена Юрьевна вселила в меня уверенность, что я смогу справиться. Она взяла на себя роль моей мамы, которая еще ничего не знала о беременности. Мне надо было набраться смелости и сказать ей об этом. Она ведь понимала, насколько тяжело мне материально. Да еще ошарашить ее новостью, что у меня не сложились отношения с этим человеком. Я находилась в стрессе, мне надо было выговориться, посоветоваться. После разговора с Еленой Юрьевной стало легче на душе. Потом я много раз к ней ездила.
– И какова была реакция мамы, когда она узнала обо всем?
– Я сказала ей об этом, находясь на пятом месяце беременности. Вопреки моим ожиданиям, она обрадовалась, тем более что будет мальчик.
– Вам повезло. Есть мамы, которые уговаривают дочерей делать аборты, не понимая, что такими советами ломают им жизнь. На какие деньги Вы все- таки выживаете?
– В тот же день после консультации я получила денежную помощь. Теперь получаю регулярно. Это и субсидия (по гранту – ред.), и пакет для новорожденного, и подгузники, и коляска, какие-то вещички на детей. Бывает, вдруг появляются какие-то добрые люди. Недавно позвонил человек и спросил, какие продукты мне нужны, попросил составить список. Вообще-то я стараюсь не просить помощи ни у кого, даже у родителей. Это не в моих правилах. Не знала, что ему ответить. Он привез продуктов явно не на одну тысячу рублей. Я была в шоке, ведь это совсем не знакомый мне человек. Испытывала смешанные чувства: и неудобно, и приятно, что кому-то мы небезразличны. На Свету получаю от государства 5300 рублей. На Даню еще не успела оформить документы. Случается, мама подкинет, но не больше тысячи рублей. Иногда отец Ромы чего-нибудь принесет, я все-таки надеюсь, что он одумается. Первый муж вспоминает нас редко.
Я попыталась подсчитать доходы Кристины с ее четырьмя детьми. Но как-то не получилось. Насколько мне известно, государственная социальная помощь многодетной семье возможна, если среднедушевой доход не превышает 5 тысяч на человека. В общем, 25 тысяч на пятерых. Честно сказать, даже как-то неловко от таких цифр. Какие люди придумывают такие расчеты, что у них в душе, в голове? Сами-то они способны обходиться такими крохами? Это как надо экономить, чтобы просто выжить!
Кристина – смелый, мужественный человек. И не только потому, что она не побоялась возможных материальных трудностей в связи с рождением еще одного ребенка. У молодой мамы, как оказалось, не все благополучно со здоровьем. В школьном возрасте Кристине удалили одну почку. Вынашивать детей, находясь в такой ситуации, – большой риск для организма.
Невольно вспоминаешь, какие порой странные, нелепые причины называют женщины, оправдывая свое решение идти на аборт. Например, важнее, оказывается, купить машину, доделать ремонт или съездить в отпуск. Такова цена человеческой жизни, родного ребенка, в понимании некоторых потенциальных родителей.
Думаю, что моя героиня сохранила жизнь сыну не потому, что получила какую-то материальную помощь (на мой взгляд, все равно очень слабую – так, на грани, чтобы хоть как-то выкарабкаться), а потому, что материнское чувство, любовь к детям оказались сильнее страха перед грядущими трудностями, неудобствами, нуждой. Консультация психолога помогла молодой женщине осознать свою ситуацию, расставить приоритеты, увидеть, что те обстоятельства, которые подтолкнули к мысли об аборте, преодолимы. И не стоят того, чтобы из-за них лишить жизни собственного ребенка.
Хотелось бы напомнить, что, по статистике, чаще прерывают беременность женщины, у которых с материальным достатком не так плохо: и жильем обеспечены, и муж хорошо зарабатывает, и детей – один-два, а иногда и вовсе нет. Жаль таких. Недаром народная мудрость гласит: «Дом с детьми – базар, без детей – могила».
* Все имена вымышленные по этическим соображениям
Татьяна КУМИНОВА