ДАЛЬНЕВОСТОЧНАЯ ДАЁТ ОТПОР

ЗАБЫТАЯ ВОЙНА 

Среди наградных и памятных знаков, которые вручались бойцам Красной армии, достойное место занимает нагрудный знак, учрежденный центральным советом Осоавиахима – общества содействия обороне, авиационному и химическому строительству. Он посвящен событиям на КВЖД 1929 года. 

Предыстория конфликта такова. Китайско-Восточная железная дорога была построена русскими инженерами и рабочими в период с 1897 по 1903 год. Она проходила по территории Маньчжурии от Читы до Порт-Артура, Дальнего (ныне г.Далянь в Китае) и Владивостока. Вдоль «железки» тянулась полоса отчуждения, она считалась российской территорией. Здесь проживали русские железнодорожники, инженеры и служащие, действовали советские законы. Это было согласовано с китайским правительством. 

После Гражданской войны, в 1920 году, китайцы взяли ж/д под свое управление. Однако в 1924 году СССР сумел убедить восточного соседа заключить соглашение и вернуть КВЖД в собственность Советского Союза, но при совместном с Китаем обслуживании дороги. 

Договор вызвал откровенную зависть многих государств, например, Японии, США. Они стали подталкивать китайских военных и белогвардейцев, осевших в Харбине и других провинциях Поднебесной, к провокациям против администрации железной дороги, объектов КВЖД, а также на границе СССР и Китая. 

В первой половине 1929 года провокации участились. Дело дошло до захвата советских объектов, ареста наших представителей, вооруженных нападений и обстрела пограничных постов. Отдельные отряды белогвардейцев прорывались на советскую территорию, захватывали приграничные села, совершали убийства. 

Так, на участке Даурского погранотряда границу перешло белогвардейское подразделение численностью около двухсот человек. После продолжительного боя, потерпев поражение, враг был отброшен за пределы нашей территории. В феврале 1929-го китайские солдаты напали на советских граждан в районе Благовещенска, а в мае полиция ворвалась в Генконсульство СССР в Харбине: арестовала всех посетителей и задержала Генерального консула Мельникова, а его заместитель Знаменский получил тяжелые увечья. В июле китайцы окончательно захватили КВД, закрыли все представительства СССР и объявили о разрыве дипотношений. 

6 августа 1929 г. реввоенсовет СССР создает Особую Дальневосточную армию (ОДВА), которую возглавил В.К. Блюхер. 

Попытки уладить сложившуюся в районе КВЖД ситуацию мирным путем не увенчались успехом. Поэтому в октябре-ноябре проводится несколько военных операций, в результате которых отдельные подразделения китайцев и белоэмигрантов были разгромлены, десятки тысяч захвачены в плен. И только тогда китайское правительство стало просить СССР о мирных переговорах. После ряда встреч и предварительного соглашения 22 декабря был подписан Хабаровский протокол, по которому КВЖД вновь признавалась совместным советско-китайским предприятием. Все военнопленные и арестованные были освобождены, а работа на КВЖД восстановлена. 

За успешное выполнение боевых заданий, доблесть и мужество, проявленные личным составом, ОДВА была награждена орденом Красного Знамени и стала именоваться Особой Краснознаменной Дальневосточной армией. Более 500 бойцов и командиров также отмечены этим орденом. Командующий армией В.К. Блюхер удостоился ордена Красной Звезды за № 1, в дополнение к пяти уже имеющимся у него орденам Красного Знамени. 

Все бойцы, принимавшие участие в боях этого конфликта, получили памятные нагрудные знаки Осоавиахима СССР, изготовленные в двух вариантах: «Бойцу ОКДВА» и «Бойцу КПОДВК». 

Первый знак предназначался для награждения участников конфликта на КВЖД. Второй вручался воинам пограничной охраны ОГПУ Дальневосточного края. 

Знаков второго варианта было выпущено меньше, исходя из численности бойцов погранохраны. Поэтому сегодня он является раритетом. 

В 1931 году Маньчжурия была оккупирована Японией. Вновь начались провокации в районе КВЖД, и в 1935 г. Советское правительство вынуждено было продать эту дорогу. 

НА СНИМКАХ: знак «Бойцу КПОДВК»; на станции КВЖД. 

Александр ШУЛИНИН


43949