НЕДОРЕФОРМИРОВАННЫЙ ПЕНСИОНЕР

СУБЪЕКТИВНО 

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ УМЫ НИКАК НЕ МОГУТ ВЫСТРОИТЬ СИСТЕМУ 

После новогодних каникул первый зампред ЦБ РФ Сергей Швецов представил широкой общественности новую модель пенсионной системы: гарантированный пенсионный план (ГПП). Минфин и ЦБ неустанно трудились над ней 1,5 года! Модель в том числе должна воскресить «замороженную» 6 лет назад накопительную часть. Новая система на базе негосударственного пенсионного обеспечения (НПО) должна сменить обязательное пенсионное страхование (ОПС). Но, обращают внимание эксперты, сейчас в рамках ОПС выплаты можно получить в 55 или 60 лет, а при ГПП – на пять лет позже.

Напомню о двух прежних реформах, огрехи которых до сих пор заставляют стариков крутиться, как на раскаленной сковородке. Первая, от 2002 г., учредила накопительную часть, куда шла доля пенсионных взносов. В отличие от страховой она зависела не от стажа, а от зарплаты. Но рост пенсии упирался в потолок – вместе со снижением процента взносов после определенного дохода. 

В 2013 г. первую систему сменила вторая. Людям старше 1967 г. рождения позволили отказаться от накопительной части в пользу страховой, что теоретически могло бы её увеличить. Но это право оказалось фиговым листком, поскольку главное нововведение – расчет пенсий с помощью причудливых баллов – придумали лишь с одной целью: не увеличивать без того скромные выплаты, а превратить их в нищенские. Что и случилось. После кризиса 2008- 2009 годов власти до сих пор не сумели оживить экономику, зарплаты застыли, а вслед за ними – и отчисления в страховую часть. И правительству пришлось перекачивать туда деньги из бюджета. А попутно вторая реформа лишила первую основного смысла: привязки размера пенсии к заработку, а не к стажу. 

В 2014 г. пенсионные накопления «заморозили» и с тех пор продляют ежегодно. Дескать, «балансируем» бюджет. За отговоркой кроется беспомощность власти обеспечить рост экономики. По оценкам экспертов, за 2014 – 2018 годы из-за моратория не сформировано свыше 2,2 трлн пенсионных накоплений, а к концу 2021 г. потери составят уже 4,6 трлн руб. Но всё ведь затянуто в тугой узел. Не растут пенсионные накопления – в стране нет «длинных», на 10–15 лет, инвестиций. А коли их нет, чахнет экономика, не растёт зарплата, а значит, снижаются привязанные к ней отчисления в страховую часть Пенсионного фонда. 

Каким боком «заморозка» ударила по тем, кто поверил посулам государства? Представьте, что приятель соблазнил вас приличным доходом, если вдвоём вложиться в некий бизнес. Вы поверили, но ни дохода не дождались, ни вложенные деньги приятель не вернул. Вот такая, если не вдаваться в детали, ситуация и с «заморозкой». Ведь не все деньги накопительной части фонда переводили в страховую для выплаты текущих пенсий, некую долю инвестировали в экономику. Но доходы владельцы денег, будущие пенсионеры, не видели как своих ушей. Зато в 2021 г. Минфин сэкономит почти 610 млрд, не перечисляя их в Пенсионный фонд. Это, учтите, имея профицитный бюджет, за что президент чуть не каждый день нахваливает ведомство. Но тем не менее он без тени сомнения подписал очередную «заморозку» накопительной части ПФР. 

И вот – третья реформа. По словам Швецова, первого зампреда ЦБ, участники системы, которая не без намека названа гарантированным пенсионным планом, станут собственниками своих накоплений (замечу: формально люди остаются собственниками и «замороженных» накоплений. Ведь работодатели не свои кровные перечисляли в НПФ, а часть зарплаты трудящихся. И кто встал на их защиту? И где главный гарант – государство?) В проекте нового закона подразумевается, что выплаты начинаются или через 30 лет после того, как перечислен первый взнос, или с наступлением пенсионного возраста. При этом человек сможет выбирать: либо приобрести пожизненный пенсионный план, либо получить все сразу, но заплатить 13% налога. 

Неиспользованный остаток накоплений, по словам зампреда ЦБ, можно передать по наследству. «Если человек, кому завещана пенсия, находится на стадии выплат, к его выплатам добавляют унаследованные, а если он еще на стадии накопления, то получает выкупную сумму – весь остаток разом», – уточнил Швецов. 

Тем, кто будет сам копить на пенсию, Минфин и ЦБ планируют дать льготы – вычет в размере 13% от каждого взноса, если он не превышает 6% дохода. Если же человек захочет копить больше, то сможет включить расходы свыше 6% в уже существующий социальный налоговый вычет – он ограничен суммой в 120 тысяч рублей в год. 

Если условия оставят такими же, то выглядят они странновато. Ведь дожив до пенсионного возраста, я решил по неким семейным обстоятельствам снять все накопления. Придется заплатить НДФЛ 13%. Но взносы, повторю, не дополнительный доход, с которого обычно взимают НДФЛ, это накопления. Многие ожидали, что как раз налоговые льготы будут подталкивать людей самим копить на пенсию, а тут получается ровно наоборот. Хотели как лучше… 

Вряд ли антистимулы сработают, да еще на фоне стагнирующих доходов львиной доли россиян. Такое впечатление, что авторы третьей системы не выглядывают из окон своих кабинетов. А за ними происходит нечто интересное. Поскольку банки, лопаясь от денег, снижают ставки по депозитам; жаждуя новых прибылей, люди снимают деньги и в массовом порядке, махнув рукой на беспомощное государство, ринулись открывать индивидуальные инвестиционные счета (ИИС). В конце 2018 г. их было почти 600 тыс., а на конец сентября 2019 г. (свежих данных нет) – уже 1,17 млн. Сравните с 2015 годом – тогда открыли 89 тысяч ИИС. День и ночь! Люди самостоятельно вносят на ИИС деньги, при этом получая налоговый вычет, который фактически гарантирует доход 13% годовых. Эти деньги он может снять через три года. А если копить 10 лет и потом снять – не надо дожидаться и пенсионного возраста. Никакого налога сразу платить не будешь, если снимешь все деньги! В этой ситуации вообще непонятно, для чего вводить какой-то дополнительный продукт в виде ГПП, когда на рынке помимо ИИС есть еще и добровольное пенсионное обеспечение в НПФ, которое тоже прекрасно работает с налоговыми льготами. Словом, чем больше узнаем деталей об этой непонятной системе, тем больше вопросов: зачем вообще эта ГПП нужна? 

В первом случае люди получат аналог пенсии: стандартный план рассчитывается на 15–20 лет вперёд, но каждые два года он будет пересматриваться и продлеваться еще на два года, рассказал Швецов: «При стандартном плане человек выберет тот фонд, который даст ему лучшую ежемесячную выплату. Сам же фонд, исходя из его истории инвестирования, рассчитывает свои возможности, какую выплату и индексацию он может предложить». 

Впрочем, и налоговый вычет вряд ли станет стимулом участия в системе ГПП, пишут аналитики Райффайзен банка. Так, например, даже при зарплате в 150 тысяч рублей в месяц (это более чем в три раза выше средней зарплаты по стране) и максимальных отчислениях, предложенных системой (6% от зарплаты), сумма налогового вычета составит всего лишь 14 тысяч рублей за год. 

Если теоретически предположить, что гражданин будет направлять на пенсионные накопления значительные суммы (и/ или будет обладать большим доходом), то и здесь для него есть предел, ограниченный социальным налоговым вычетом (максимум 120 тысяч рублей в год). «Чтобы получить такой вычет, человек или должен направлять более 50% своего дохода на пенсионный счет (при зарплате в 150 тысяч рублей), или же, направляя 6% своего дохода, должен иметь зарплату почти в 1,5 млн рублей», – отмечает Райффайзен банк. 

Между тем напоминает видный экономист Яков Миркин, по данным ОЭСР, Россия на 37-м месте из 43-х самых заметных стран (ОЭСР и страны G-20) по так называемому «коэффициенту замещения». В России сегодня пенсия составляет в среднем 34% от зарплаты. В Чехии коэффициент 46%, в Эстонии – 50%, в Греции – 54%, в Испании – 72%, в Португалии – 74%, в Италии – 83%. Получается, что даже в идеальных условиях ГПП не станет гарантией достойной старости. Что же делать? Копить самим – только не в виде ГПП, советует экономист. 

«Копить на старость нужно, но желательно – не в инструментах, номинированных в российском рубле. Способов много, но все они базируются на инструментах вне российской юрисдикции: рентная недвижимость (как напрямую, так и через фонды REIT), классические депозиты и облигации, а если до пенсии далеко (более 20 лет), то и портфель акций. Главное, чтобы активы номинировались не в рубле, а в твердой валюте», – считает Сергей Хестанов. 

Однако не все решения приняты, часть обсуждают. Например, Минфин рассматривает вариант, согласно которому плата за выход из ГПП может оказаться существенно ниже, чем предполагалось. Принципиальный вопрос в том, будет ли НДФЛ взиматься со всей суммы, сформированной в ГПП, которую человек забирает, или только с инвестиционного дохода? 

«Человек накопил в системе ГПП, скажем, миллион, из которых 200 тыс. – это инвестиционный доход. В первом варианте за единовременное изъятие средств придется заплатить 130 тыс., а во втором – 26 тыс.», – приводит пример директор рейтингов финансовых институтов Национального рейтингового агентства Юрий Ногин. 

Президент Путин в Послании говорил, что надо закрепить в Основном законе принципы достойного пенсионного обеспечения. Но в предложенных им поправках в статью 75 Конституции говорится только о том, что система пенсионного обеспечения формируется на основе принципов всеобщности, справедливости и солидарности поколений и поддерживается ее эффективное функционирование. Это расходится с формулой Послания. Между тем миллионы имеют пенсии 8 –10 тыс. руб., что ниже прожиточного минимума, и конца этому «счастью» не видно. Многие эксперты уверены, что в России с её природными богатствами «достойным пенсионным обеспечением» надо считать минимальную пенсию, равную двум прожиточным МРОТам. Мечтать не вредно, однако эксперты путаются даже в индексации пенсий работающим. 

А пока суть да дело, повышение пенсионного возраста даёт свои плоды. Пенсионеров значительно поуменьшилось. Глава ПФР Дроздов, которого сменили за слишком вольное обращение с накоплениями Фонда в свою пользу, успел сообщить: в 2020 г. отложится выход на пенсию у 800 тыс. человек. В сравнении с прошлым годом пенсионеров уменьшится примерно на 355 тыс. То есть они умирают быстрее, чем появляются новые пенсионеры. В ближайшие годы тенденция сохранится и «экономия» бюджета увеличится. Фактически чиновник отрапортовал о естественной убыли населения как о положительном эффекте реформы. 

P. S. Только поставил точку, как стало известно отношение премьера Мишустина к новой реформе: "Лучше ничего не трогать, мне кажется"… 

Игорь ОГНЕВ /фото из Интернета/


43667