ЭТО ИНТЕРЕСНО
В феврале 1977 года офицер ЦРУ, работающий в Москве под дипломатическим прикрытием посольства США, обнаружил записку под стеклом очистителя своей автомашины. Автор ее утверждал, что имеет доступ к секретной информации, которая может изменить баланс сил в пользу Америки, и выражал желание встретиться с сотрудником ЦРУ.
Примерно в то же время КГБ устроил засаду и задержал другого сотрудника ЦРУ, из посольской резидентуры, направляющегося на встречу с агентом, работником сверхсекретного предприятия «Красноярск-40». Незадачливого церэушника выдворили из СССР. Поэтому директор ЦРУ адмирал Тернер приказал всему личному составу посольской резидентуры перейти в «режим молчания»,так как считал, что записка – ловушка КГБ. Через несколько недель появилась вторая записка, с описанием некоторых деталей одной из советских радарных систем.
Английские разведчики, действующие с позиции посольства Великобритании в Москве, сообщили американским коллегам, что в их поле зрения попал советский гражданин, предлагающий свои услуги по передаче секретной документации. Месяц спустя человек, соответствующий описанию англичан, подбежал к остановившейся у светофора машине с американскими номерами и пытался передать записку, но испуганный водитель рванул в панике на красный свет.
Резидент ЦРУ в Москве Гарднер Гас Хэтэуэй, который прославился после того как в 70-е годы в одиночку остановил группу переодетых пожарными офицеров КГБ – те пытались проникнуть в самое секретное помещение узла связи ЦРУ во время неожиданно возникшего пожара в посольстве США в Москве. Все сотрудники в панике бежали, а Гас загородил собою дверь и отказался сдвинуться с места. В своей телеграмме в Вашингтон Гас категорически и обоснованно просил разрешения встретиться с автором записки, на что Тернер нехотя согласился. Тогда Хэтэуэй позвонил автору записки и сообщил, что тому посланы пакет с вопросами и немного денег. Через неделю этот человек принес в условное место ответное сообщение, содержащее такую информацию, которую КГБ никогда не рискнет раскрыть. Тогда решили послать американца на встречу. Гражданин представился Адольфом Толкачевым – главным специалистом Советского Союза по аэронавигационным системам. В дальнейшем он получил оперативный псевдоним СФИЭ и перешел на личную связь с американским резидентом: настолько ценные сведения передавал он американцам.
Толкачев снабдил их информацией об электронных системах управления, используемых истребителями МиГ, а также о контрмерах, применяемых ими, дабы ускользать от американских самолетов и радаров.
За работу СФИЭ ЦРУ саккумулировало на его счетах в американских банках более 2-х миллионов долларов. Сумма по тем временам внушительная, но ничтожно малая по сравнению с той, что могли бы затратить США на соответствующие исследования в области электроники.
По этому поводу в ЦРУ шутили, что СФИЭ взял управление на свое содержание.
Американцы поделились полученной от СФИЭ информацией с Израилем. И вскоре арабы, укомплектованные советскими военными самолетами, обнаружили их уязвимость и досягаемость для средств израильской ПВО. Измена прибыльна. Никогда США не удавалось заполучить более рентабельного агента, чем СФИЭ. Прибыль от его информации составляла около 20 миллиардов долларов, а с поправками на сегодня – уже более 50 миллиардов. Измена убыточна. Многомиллиардные контракты на поставку советской авиационной техники и средств ПВО арабским странам были сорваны.
В 1981 году по инициативе Гаса в Московскую резидентуру должен был прибыть молодой офицер Эдвард Ли Хорвард, который никогда не был за границей и не засветился в операциях ЦРУ, поэтому наружка КГБ на него не обратила бы внимание. Перед отправлением его тщательно проинформировали о наиболее оберегаемых источниках информации, в том числе и о СФИЭ. Однако при проверке на полиграфе Хорвард солгал по поводу того, что когда-то, служа в корпусе мира, баловался наркотиками. Поэтому его уволили без объявления причин. Вместе с женой он переехал в штат Нью-Мехико, нашел хорошую работу, но не смог побороть обиду на ЦРУ. Начались запои, он впал в депрессию, а в феврале 1984 года во время перебранки в баре выхватил пистолет и выстрелил в потолок. В результате получил условное наказание и назначение в психиатрическую клинику. Во всем случившемся он винил ЦРУ. Через три месяца после лечения Хорвард, нарушив подписку о невыезде, приобрел недельный тур и выехал в Европу, как бы для реабилитационного курса. 21 сентября 1984 года, находясь в Вене, он зашел в советское посольство и за 150 тысяч долларов передал КГБ секреты ЦРУ.
Получив наводку Хорварда, наши осторожно стали выяснять, какие же разработки привлекали Толкачева. И выяснилось: за прошедшие семь лет через руки предателя прошло множество документов с грифом «Совершенно секретно» и «Особой важности». Все, что нами достигнуто в результате неимоверных усилий, было за бесценок скуплено американцами. Было от чего схватиться за голову. В ходе изучения абонентской карточки секретной библиотеки НИИ радиопромышленности установили, что Толкачев проявляет повышенный интерес к технологии наших специалистов по бомбардировщику-невидимке, которого невозможно будет засечь радарами. Получилось, что американский «Стеллс» стал полным аналогом нашей разработки. Впервые появился в Ираке во время операции «Буря в пустыне», хотя и не оправдал возложенных на него надежд, а в Югославии во время операции НАТО один «Стеллс» был даже сбит.
Следовало пресечь «бурную деятельность предателя». Было известно, что каждую субботу и воскресенье он с женой проводил на даче, где пил, не просыхая. Машиной управляла жена. На дороге с дачи на Успенском шоссе работники КГБ в форме ГАИ установили грузовик, с водителем которого один из гаишников стал разбираться. Когда появилась машина Толкачева, другой инспектор ГАИ ее остановил. Из грузовика выпрыгнули «альфовцы». И пока жена Толмачева соображала, зачем ее остановили, на муже защелкнули наручники. Через несколько часов в Лефортово, так и не придя в себя от шока, СФИЭ написал признание.
На следующий день Толмачев показал те места Москвы, где он оставлял метки для своего «куратора». 13 июня 1985 года офицер, загримированный под Толкачева, в обусловленном месте заложил тайник. Связник, офицер американского посольства резидентуры ЦРУ Пол Стоутбах- младший наблюдал из машины за действиями СФИЭ. Американец был схвачен, как только изъял из тайника секретные документы. Одновременно группа «альфовцев» схватила псевдо-Толкачева и затолкала в машину скорой помощи. Это был просчитанный ход, чтобы создать впечатление, что Толкачев задержан по вине самого Стоутбаха, который привел за собой «хвост». Делалось это для того, чтобы скрыть истинный источник информации о шпионской деятельности Толкачева-Эдварда Ли Ховарда.
НА СНИМКЕ: А. Толкачёв
Лев НОВОСЕЛЬСКИЙ
г. Тюмень