РАДОСТЬ МАТЕРИНСТВА
– У меня четыре сыночка и лапочка дочка!
С этих теплых, ласковых слов Ирина Владимировна Гердт начала представлять своих пятерых детей.
– Старшему Роману 27 лет – он врач, у него уже своя семья. Дочь Элизабет, ей 24 скоро исполнится, она выпускница Института культуры, дизайна и визуальных искусств, работает вместе со мной; сыну Юлиану 22 года, студент ТюмГУ; Виллиаму 15 лет, учится в Тюменском президентском кадетском училище, в этом году заканчивает 9-й класс. Самый младший – Герман, ученик 3-го класса.
Такие красивые, но далеко не самые распространенные в России имена супруги, Ирина и Сергей, дали своим детям. И это оправдано – чтобы не забывали о своих немецких корнях, чтили память предков и их традиции.
С Ириной Владимировной мы встретились вечером после рабочего дня у нее дома. Во время нашей беседы все члены большой семьи отсутствовали. Глава дома Сергей Александрович повез младшего Германа на тренировку, Элизабет ушла в магазин за продуктами, только Юлиан со своей девушкой мелькнул в дверях на несколько минут. Они поздоровались и удалились.
На лице моей собеседницы ни тени усталости. Хотя работа нотариуса не из простых, требует много энергии, сосредоточенности, способности владеть собой. Вообще, каждый раз встречаясь с многодетной мамой, я убеждаюсь в том, что навязанные нам стереотипы о многодетности надуманы. Все знакомые мне женщины, у которых более трех детей, выглядят ухоженно и моложе своих лет. Они не производят впечатления «замученных бытом и детьми», и они «не на нервах», наоборот – уверенные, бодрые, приветливые, жизнерадостные. Как же иначе выглядеть женщине, которой дарят свою любовь пятеро деток! И, конечно же, муж – главная опора и защита семьи.
Супруги Гердты – однокурсники, учились на юрфаке в университете. Когда закончили учебу, сыграли свадьбу и даже обвенчались.
– Молодой семье было где жить?
– Сергей после свадьбы привел меня в свою однокомнатную квартиру. Он старше меня на 4 года, работать начал с 14 лет. Отслужил в армии, во время учебы в университете работал вечерами, также подрабатывал сторожем. За эти годы подошла очередь на жилье. На 30 квадратных метрах мы были очень счастливы, потому что это был свой маленький мир новой семьи. Квартиру, в которой живем сейчас, нам отдали мои родители. Папа с мамой чаще живут на даче, там большой дом. Наша дача находится рядом с ними.
– Какое качество привлекло Вас в вашем избраннике?
– Мой муж очень сердечный, добрый, открытый человек, люди к нему тянутся, он ответственный, – улыбается Ирина Владимировна.
Сергей Александрович после вуза работал по своей специальности, имеет опыт юридической практики. Спустя какое-то время организовал свой бизнес, что, скорее всего, и помогает большой семье жить в относительном достатке.
– Как решались материальные проблемы семьи?
– Я давно пришла к выводу, что рассчитывать надо на себя, на свои силы. Мы старались жить так всегда. После вуза я не успела вый- ти на работу – практически сразу родила, а когда Роме исполнилось 9 месяцев, окончила курсы бухгалтеров, чтобы тоже иметь заработок. 90-е годы были тяжелые... С другой стороны, нас очень поддерживали родители, особенно когда дети были маленькие. А вообще-то я такой человек – мне самой хочется всем помочь и, если есть возможность, делаю это с большой радостью. Приучаю к такому же образу жизни своих детей. В прошлый Новый год с младшим сыном посетили детский дом. Упаковали большие пакеты с подарками и вещами. Детям надо показывать, как живут ребята, которые остались без материнского тепла и ласки. Это важный воспитательный момент.
– Вы планировали иметь много детей?
– Никогда не ставила такой цели. Все происходило само собой. Первые трое детей шли друг за другом. Они старшие и очень дружные. Мне очень нравится, как ребятишки относятся друг к другу. Я считаю, что мы все-таки воспитали в них чувство сплоченности, уважения друг к другу, что мы семья. Если у кого-то день рождения, то даже не обсуждается, что кто-то из нас может не прийти. А на Новый год тем более! Иногда на праздники приезжают родители мужа. И это просто здорово. У нас вот такой, я бы сказала, семейный улей – друг без друга никуда.
– Как восприняли беременность четвертым, пятым ребенком?
– Когда Юлиан пошел в школу, я вдруг поняла, что готова воспитать еще ребенка, что я этого очень хочу! И что отрадно, муж никогда не был против, ни разу – ни словом, ни тем более действием не упрекнул меня в этом. Ведь нередко мужчины бывают против появления в семье очередного ребенка. Но не в нашей семье. Объявление мною, что мы вновь ждем малыша, воспринималось как само собой разумеющееся. А детьми так с восторгом. Разница между первым и последним ребенком 18 лет. Когда забеременела Германом, мне был 41год. Правда, сейчас такой возраст принимают за норму, но в те годы к этому относились иначе. Когда узнала, что опять беременна, испытала огромную радость, словно крылья выросли. Мне нравилось это состояние, что под сердцем еще один малыш, в беременности я ощущала себя невероятно комфортно. А как дети ждали этого ребеночка! Подходили ко мне, гладили живот, целовали его, просили послушать, пели песенки. Я всегда говорила, что, сколько мне даст Бог детей – 8-10 – столько и буду рожать. Речь об абортах никогда не шла, эта тема – табу в нашей семье.
– Вы придерживаетесь каких-нибудь методов в воспитании детей?
– Этого точно нет. Все идет от души. Нет такого, чтобы я начиталась, а потом стала применять к детям какие-то методики. Однажды пробовала. Но это не работает, потраченное зря время. Мне кажется, что достаточно просто любви, заботы, внимания к детям.
– Они вас слушаются?
– Беспрекословного послушания, конечно, нет. Но чаще всё- таки слушаются. Послушание у детей должно быть, иначе порядка не будет ни в чем – ни в учебе, ни в быту. Конечно, не всегда все гладко. Вот Виллиаму сейчас 15 лет, самый сложный возраст. Требовать, давить на него типа: «Я сказала, а ты делай» – это не срабатывает. Он сразу начинает сопротивляться. Делаю два шага назад. Посижу, подумаю и начинаю с другой стороны подходить: объясняю, раскладываю ситуацию на все составляющие, чтобы все-таки до него дошло, и картина складывается уже другая. В училище строгая дисциплина. Если уроки не сделал, то телефон не получил, в пятом-шестом классах такое у нас случалось. А сейчас он понимает, что значит остаться без возможности услышать голос мамы. Без запретов в воспитании ничего хорошего не получится.
– А как уберегаете детей от вредной информации, от влияния Интернета, соцсетей? Сегодня это один из самых больных вопросов для родителей.
– За старших детей я уже спокойна, их стороной обошли эти угрозы. Наверное, потому что все время были заняты учебой, тренировками, домашними делами. Виллиам в закрытом заведении, там не позволят просиживать в Интернете, и телефон у него кнопочный. А у Германа вообще нет телефона, да и времени свободного тоже маловато.
– Он ходит в школу без телефона?
– Да, мы так решили, до 12 лет у детей сотовых телефонов в руках не должно быть вообще. Электронная техника вредит развитию детей и отрицательно влияет на успеваемость.
Откровенно сказать, такая позиция Ирины Владимировны мне очень импонирует.
Все дети супругов Гердтов спорт- смены. Эта заслуга, прежде всего, Сергея Александровича, он с детства занимается спортом. Старший Роман – обладатель черного пояса по тхэквондо, Элизабет увлекается экстремальными видами спорта – прыгает с парашютом, катается на гидроциклах, снегоходах; Юлиан, по словам Ирины Владимировны, более спокойный в этом смысле, предпочитает сноуборд, Виллиам занимался фехтованием, а став кадетом, получает серьезную физическую нагрузку в училище. Германа в три года родители отдали на фигурное катание, в шесть лет он перешел на спортивную гимнастику и акробатику и уже показывает очень хорошие результаты.
– Ирина Владимировна, наверное, представить себе не можете, чтобы у вас рос только один ребенок?
– Это нереально для меня. Я вам больше скажу: когда кто- нибудь из детей уезжает, меня начинает одолевать тоска, мне чего- то не хватает. Я так долго привыкала, что Ромы теперь нет дома. Мне нужно, чтобы они все были вместе, я должна знать, что у них все в порядке. Хотя понимаю, что у каждого человека своя ситуация, кому-то Бог не дает больше детей, пути Господни неисповедимы. Мои дети очень общительные, они делятся друг с другом своими проблемами, у них горести и радости вместе. Не представляю, чтобы кто-то из них в себе замкнулся и пытался вариться в своем «счастье» или в «несчастье». У нас даже в вайбере есть своя группа, где мы тоже постоянно на связи. Виллиам вечером в обязательном порядке всем позвонит, в том числе бабушке и дедушке. Поговорит со мной, потом напишет СМС: «Мама, я тебя люблю», затем позвонит отцу. Это у него целый телефонный ритуал.
Не представляю, чтобы у меня могло быть мало детей. Наблюдаю за молодыми женщинами и вижу, что далеко не многие спешат заводить семью, рожать детей или рожать больше одного-двух. Карьера у них на первом месте. Мне их очень жаль. Хотя как раз дети дают больше сил, энергии, в том числе и для того, чтобы женщина могла реализоваться не только дома, но и в профессиональной сфере.
Государство тоже не оставило без внимания эту замечательную семью. В номинации «Многодетная семья» в муниципальном и региональном этапах Всероссийского конкурса «Семья года-2018» Гердты заняли первые места, а также стали участниками Всероссийского конкурса «Семья года-2018». В том же году Ирине Владимировне и Сергею Александровичу вручили медали «Материнская слава» и «Отцовская доблесть» за заслуги в воспитании детей и укреплении семейных традиций Тюменской области.
Принимая награду, Ирина Владимировна сказала: «Для каждого из нас это значимое событие… Мы чувствуем признание того труда, который был затрачен нами как родителями. Получать медали приятно, но в то же время ответственно. Поэтому будем стараться и дальше воспитывать своих детей достойными гражданами нашей страны».
Одним из самых знаменательных и радостных событий ушедшего 2019 года для семьи Гердтов стало рождение первого внука – Яна. Поздравляем!
НА СНИМКЕ: семья Гердтов.
Татьяна КУМИНОВА