ВЕТЕР ПЕРЕМЕН

ИСТОРИИ СТРОКИ 

По заснеженным улицам Тюмени гулял ветер перемен. Самые радостные праздники новая власть не жаловала. Совбарышни курили папиросы «Смычка», игнорировали карнавалы и не желали ставить в доме елочку. Вместо добрых трогательных хороводов в клубах заваривалось что-то «диковинное». О том, как отметили новогодние праздники тюменцы сто лет тому назад, помогли узнать популярная в то время газета «Трудовой набат» и документы Государственного архива социально- политической истории Тюменской области.

ГРЫЗЁМ ГРАНИТ ПОЛИТНАУКИ 

После революции 1917 года рождественскую ель сочли буржуазным пережитком. Новая власть назвала ее «символом боженьки». 1 января 1923 года местная газета «Трудовой набат» заявляла: «Отмирают старые праздники. Пусть празднуют их обыватели, кулаки, чиновники (хоть и советские), попы. До них нам нет дела. Тюменские коммунисты соберутся в этот день в своем Коммунистическом клубе не праздновать, а поработать над серьезными вопросами. Наш Новый год и Рождество – Великая Октябрьская Революция, наши праздники – пятилетие Чека, Февральская революция, 1 Мая. Выходите супротив! Поборемся! Наша возьмет!». 

Газета уверяла, что «Рабочие Тюмени праздновали Рождество не по церквям, а по клубам. Не дурманом попов, а просвещением интересуются. Не поповские песни слушать пошли, а свои концерты и доклады». 

Хроникеры отрапортовали, как это было: «Клуб железнодорожников им. Ильича полон. Масса движется: тут и грызущий гранит политнауки комсомолец, и старшие товарищи, пришедшие посмотреть, как празднует их смена. 

Кое-где запевают песню, чувствуется семейная обстановка. Начало празднества открывается докладом о поповском комсомольском рождестве. Доклад произвел сильное впечатление. Задаются вопросы, на которые докладчик отвечает. Далее переходят ко второй половине вечера. Спортинсценировка, концерт, борьба и потом игры. Глубокое впечатление оставил вечер-рождество у присутствующих. Разошлись далеко за полночь, предавая друг другу свои впечатления». 

ПОХОД РЕБЯТИШЕК… НА НЕБО 

Однако же добрую традицию ставить дома елочку быстро выкорчевать не удалось. 

В 1924 году Тюменский горком комсомола из Москвы получил сценарий вечера «Красной елки». Лесную красавицу идеологи назвали под цвет знамени, требовали традиционную встречу Нового года отменить. По предложенному сценарию стало молодое племя отмечать праздник. Архивный документ передает атмосферу происходящего: «Поставленная на особой возвышенности небольшая елочка украшена красной звездой наверху, серпом и молотом, фигурками из картона рабочего, крестьянина, красноармейца, комсомольца, пионера, разноцветными фонариками, красными флагами. 

Праздник открывает ведущий, говорит несколько слов о том, что обычай устраивать елку в христианской религии больше всего для детей богачей, а детям рабочих и крестьян елка устраивалась как подачка. В свободной Стране Советов свободные пролетарские дети сами организуют красную елку, чтобы узнать, откуда появилась выдумка о рождении бога. Организуется «поход на небо»: все дети собираются во дворе клуба, где заранее приготавливается снежная фигура – бога темноты и невежества. Фигуру окружают в качестве свиты группа переодетых ребят в леших, ангелов, фей, водяных и др. Фигура бога и его свита расположены на небе (на большой снежной площадке). У подножия фигуры – снежная трибуна для речей действующих лиц. Пионеры с факелами, молотами, серпами, циркулями и другими орудиями труда и науки проходят на небо и полукругом становятся возле трибуны. Вся свита и сам бог (спрятанный комсомолец) говорят о своих делах и обмане народа. После этого рабочий и крестьянин декламируют, призывая всех штурмовать небо и огнем науки расплавить в массах бога темноты. По сигналу все окружают фигуру бога, зажигая под ней и вокруг нее костер. Снежная фигура медленно тает под звуки революционной песни. 

Отряды выстраиваются и с плакатами антирелигиозного содержания возвращаются на «землю» для продолжения праздника в клубе. 

Вокруг елки проводится массовый хоровод. Ангел и леший ведут девочку, подходит рабочий, дает девочке свет науки (электрический фонарь). И девочка видит, как при свете науки исчезают и леший, и ангел. Появляется интернациональная группа: скованный рабочий освобождается от цепей при помощи рук рабочего. Время от времени свет на мгновение в клубе гаснет, и только в разных углах посреди горят световые антирелигиозные лозунги». 

В 1924 году елку заклеймили позором как видовой признак старого режима. В 1931-м поэт Александр Введенский сочинил характерные стихи: 

Не позволим мы рубить 

Молодую елку, 

Не дадим леса губить, 

Вырубать без толку. 

Только тот, кто друг попов, 

Елку праздновать готов! 

Мы с тобой – враги попам, 

Рождества не надо нам. 

УГОЩЕНИЯ 

С о д е р ж а н и е светлого праздника было напичкано идеологической начинкой, волшебство ожидаемой рождественской ночи истреблено до основания. Однако ж без вкусного угощения торжества не бывает. Дети не оставались без подарков. Им вручали кульки с конфетами. Некоторые сладости вызвали негодование докторов. «Ялуторовская артель инвалидов вырабатывает конфеты, которые сверху заворачиваются в довольно «приличную» бумажку, а вот нижняя – из разных засаленных ведомостей, сведений, написанных карандашом и чернилами, которые прошли, может быть, через несколько здоровых и больных рук. 

Не мешало бы артели инвалидов от таких оберток отказаться, тем самым избавить потребителя от могущих получить заражений». Журналист «Трудового набата» остроумно подписался: «Изолятор». 

Газета помещала рекламу: «Внимание всех! Получена большая партия галантерейно- бакалейновых, винно-гастрономических и др. товаров. Монпансье – от 40 к., конфет – от 44 к. фунт. Всегда свежие хлеб, сайки, окорока, колбасы. Балык муксуновый и сырковый собственного производства. Икры осетровой и стерляжьей в лавке «Северсоюза». 

«Тюменский центральный рабочий кооператив Церабкоп ставит в известность членов-пайщиков в получении второй партии сахара- рафинада». 

«С 31 декабря с. г. из заводского завода «НЭП» ул. Иркутская, 4 (ныне Челюскинцев – Е. Д.) будет производиться оптовая продажа пива крепостью 16% в бутылках 1/20 ведра по цене 6000 руб. ведро». 

Фармуправление Губздрава предупреждало, «что с 1 января 1923 года в праздничные дни будет открыта одна аптека». 

Магазины ловили момент: «Ул. Республики, 23, государственный универсальный магазин: «Скидка! На готовое платье 25%, на вино – 20%». 

УВЕСЕЛЕНИЯ 

С 1 января 1925 года бега и скачки. Начало в 11 часов дня. С участием лучших лошадей Краковяка, Фанатки и др. 

В камерном театре премьера – «Григорий Распутин». «Пьеса- хроники принадлежит директору т. Сабурову. С исторической точки зрения пьеса грешит некоторыми неточностями… Но, несмотря на погрешности, пьеса чрезвычайно сценична и смотрится с живым интересом. Сыграна пьеса очень прилично. Хорош был сам автор в заглавной роли. Сбор был полный». 

Кинотеатр «Победа», 7 января – необыкновенный американский боевик «Неустрашимая», все 6 серий идут поочередно. Кинотеатр «Художественный», 7 января – роскошная художественная картина «Дама в черном». 

ЛУЧШИЙ ПОДАРОК 

«Акционерное общество Уралкнига. Вышел большой иллюстрированный календарь на 1925 год (отрывной ежедневник). 

На каждом листе выдержки из речей и произведений Ленина и о Ленине. Цена 95 коп., вместе со стенкой (портрет В.И. Ленина во весь рост) – 1 рубль». 

Ну что ж, каждому свое – кому политдоклад, а кому – муксун и шампанское. 

Р.S. В 1936 году елку реабилитировали, но только стала лесная красавица символом Нового года, а не Рождества. 

НА СНИМКАХ: антирелигиозный рисунок; комсомольский сборник. 

Елена ДУБОВСКАЯ /фото из архива автора/ 

 


43329