ЛЁГКИХ СРАЖЕНИЙ НЕ БЫЛО

К 75-ЛЕТИЮ ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ 

Активисты Голышмановского землячества уже много лет пишут историю малой родины. Издали несколько книг. Но, несмотря на кропотливую поисковую работу, еще остались «белые пятна». Вроде бы закрыли тему с участниками Великой Отечественной войны, но появляются интересные нюансы, подробности биографии, а то и новые имена. 

Как у Героя Советского Союза Павла Петровича Молодых. Отец умер рано, и, чтобы выжить семье, маленькому Павлику приходилось собирать по деревням милостыню. Тем не менее в юные годы Павел Петрович становится техническим секретарем редакции омутинской газеты «Ударник». А после окончания совпартшколы – литературным работником в голышмановской газете «Колхозный призыв». 

Михаил Лукич Головчик после демобилизации из армии в 1963 году работал в местной «Сельхозтехнике», был наставником молодежи… Можно представить, как внимательно дети слушали рассказ танкиста Головчика о его боевом пути от Москвы до Эльбы. Восемь подбитых им танков и самоходок. Несколько ранений, неизвлекаемые осколки в теле… И награда королевы Великобритании – орден Британской империи «Рыцарь пятого класса» за мужественное выполнение специального задания по аресту бригадного генерала английской армии, перешедшего на сторону фашистов. В инструкции по ношению этой награды говорилось: «Орден Рыцаря – самый высокий орден Британской империи». 

Леонид Федорович Удилов после ранения на сталинградском направлении был комиссован и вернулся в родную Малышенку. Руководил тракторной бригадой. В уборочную пересел на комбайн «Сталинец-6» и намолотил за одну страду 11 тысяч центнеров зерна (небывалое достижение для послевоенного времени), за что был награжден орденом Ленина. Были у него и другие высокие трудовые награды. 

А не так давно выяснилось, что голышмановские ветераны с помощью журналистки Натальи Тереб открыли неизвестное имя фронтовика, награжденного пятью орденами Красной Звезды, двумя орденами Славы, орденом Отечественной войны 1-й степени, другими боевыми и трудовыми наградами. Вот такой «иконостас» представил на параде в Москве по случаю 70-летия Великой Победы уроженец деревни Быстрая Голышмановского района Виталий Петрович Иванов. А поскольку проживал Иванов в городе Чехове, то поначалу на родине его и не вспоминали. Но для родственников он записал свой боевой путь. 

«2 сентября 1943-го подошли к Днепру. Нам предстояло форсировать эту реку шириной более километра и глубиной до шести метров. После поражения на Курской дуге фашисты создали здесь так называемый «восточный вал». Считали его непреодолимым на долгие месяцы. Представьте сложность задачи: мы у врага, как на ладони, а его от нас прикрывает высокий правый берег с разветвленной сетью оборонительных сооружений. На подготовку к форсированию Днепра командующий войсками 1-го Украинского фронта Ватутин отвел всего трое суток. 25-го ночью мы начали тащить к реке рыбацкие лодки, плотики… Не всем бойцам удалось перебраться на правый берег реки. От разрывов снарядов и бомб немецкой артиллерии и авиации река кипела. А тем немногим, кто выжил, предстояло овладеть плацдармом глубиной в два километра. В некоторые дни нам приходилось отбивать по 6-8 атак противника. Выстояли! И расширили территорию южнее Киева до десяти километров. Этот плацдарм вошел в историю Великой Отечественной под названием «Букринский». За здешние бои я и получил первый орден Красной Звезды. 

Мой отец с Гражданской войны вернулся инвалидом, потому работал бухгалтером, а затем директором маслозавода. После его смерти в мае 1942-го я остался в семье, где воспитывалось пятеро детей, за старшего. Устроился сборщиком молока с крестьянских подворий. В начале августа 1943-го в числе двух тысяч курсантов Второго Омского военно- пехотного училища по приказу Верховного главнокомандующего был отправлен на фронт без присвоения воинского звания. Рядовым участвовал в Курской битве. Наша часть освобождала Сумскую, Полтавскую и Киевскую области… 

В бою важно преодоление страха. Не скрою: очень трудно найти в себе силы покинуть окоп – выйти навстречу огню. И не метаться бесцельно на поле боя. И не жалеть себя. 10 октября 1943 года (фронтовику тогда было 18 лет – В.И.) получил ранение в голову. Мог бы с ним загреметь в санбат. Однако не пожелал равняться на тех, кто выл и орал от легкой раны. Перед глазами были другие примеры, когда раненые бойцы скрипели от боли зубами, но не покидали поле боя. Многое от характера человека зависит. И, конечно, от выдержки. Она у меня имелась. Атака захлебнулась – падаешь на землю и роешь ямку для головы. Чуть затихло – короткий рывок вперед и только вперед. Ориентир нельзя терять». 

Наиболее опасными Виталий Петрович считал уличные бои: «Не знаешь, откуда враг может выстрелить, где передний край, с какой стороны свои». Несколько суток было такое напряжение при освобождении польского Люблина. За героизм и мужество, проявленные при прорыве обороны Восточной Пруссии, был награжден очередным орденом Красной Звезды, орденом Славы 2-й степени – за овладение городом Данцигом. Находясь на наблюдательном пункте переднего края, Иванов получил осколочное ранение правого предплечья. И опять не покинул свой пост – в течение полутора суток продолжал корректировать огонь. Свой подвиг объяснил просто: «В роте был большой недокомплект офицерского состава, некому было прибыть на наблюдательный пункт, чтобы заменить меня». К этой награде двадцатилетнего сержанта представлял командующий 2-м Белорусским фронтом маршал Рокоссовский, подтверждая свои же слова: «Где сибиряки – там Победа!». Да, каждая из многочисленных боевых наград в прямом смысле слова была полита кровью. 

После Победы фронтовик окончил Горьковское военно- политическое училище имени Фрунзе и больше сорока лет посвятил Вооруженным силам. 

НА СНИМКЕ: Виталий Петрович Иванов. 

Валерий ИКСАНОВ

 

 

 

 

 

 

 


43053