КУМИРЫ
Хрупкая девчушка с нестандартной внешностью и труднопроизносимой фамилией решила штурмовать театральный институт. А ведь ей все пророчили музыкальную карьеру, с ее-то идеальным слухом. Однако кто же видел оперную звезду такого росточка? А об эстрадных подмостках та и не мечтала. На драматической сцене ей же пророчили амплуа травести. И тогда, много лет назад, никто не мог представить, что она станет одной из самых востребованных актрис советского и российского кино, чей диапазон простирается от маленького мальчика до комической старухи, от мымры до королевы. 8 декабря свой юбилей отметила народная артистка СССР Алиса Фрейндлих.
Когда-то режиссер Марк Захаров сказал, что в Ленинграде был великий театральный актер Бруно Фрейндлих, но сейчас мы все воспринимаем его как отца Алисы Бруновны. Немка в седьмом поколении, из тех, кто приехал в Россию по приглашению своей землячки Екатерины Великой, она в паспорте значится русской. Но признает, что немецкий прагматизм не раз спасал ей жизнь. Еще ребенком она пережила блокаду Ленинграда, и тогда бабушка Шарлотта сумела так организовать быт, в том числе и питание, что не позволила никому из многочисленной родни умереть с голоду. Поступая в театральный вуз, Алиса с истинным спокойствием сумела вынести шепоток за спиной: «блатная». Отцу доказывать было ничего не надо, а вот для остальных она делала это с упорством, став лучшей актрисой Санкт-Петербурга, а потом и страны.
Театром одной актрисы называли Ленсовет под руководством ее мужа Игоря Владимирова. Они, действительно, вместе создавали свой атмосферный коллектив, куда ломились зрители, а многие критики недоумевали, как можно ставить Шекспира с песнями и танцами. А ведь эти постановки были преддверием современных мюзиклов. Потом туда пришел Михаил Боярский, и накал эмоций возрос до небывалых высот. В Ленинград приезжали специально посмотреть на сцене великий театральный дуэт. Театр им. Ленсовета гремел на всю страну, жаль, сохранилось не так много записей тех постановок.
Театральная прима Алиса Фрейндлих была долго не востребована в кино. Странная фраза – некиногеничная внешность. И это о ней, способной быть такой манкой, даже сексуальной в стране, где не было секса. На днях пересматривала фильм «Анна и командор». Так вот, их дуэт с Василием Лановым – настоящий гимн любви, причем как духовной, так и плотской. Удивительно, что картину вообще разрешили. С другой стороны, где мы еще увидим Алису Бруновну в постельных сценах.
Сначала ей доставались буфетчицы и комсомолки, мелькавшие на экране несколько минут. И только теперь мы с придыханием говорим: там снималась сама Фрейндлих. Даже Эльдар Рязанов забраковал ее для роли Шурочки Азаровой в «Гусарской балладе». Но он же подарил ей и нашу любимую мымру – Людмилу Прокопьевну Калугину в культовом «Служебном романе». Алиса Бруновна как-то призналась, что она знала, какой должна быть мымра, но слабо представляла, какой она станет красавицей. Ну, такой женщине можно простить небольшое кокетство.
А какая шикарная из нее получилась Анна Австрийская. Настоящая смесь испанского темперамента и немецкой выдержки. И кто теперь поспорит, что французская монархиня, воспетая Дюма, выглядела не так, пусть ее роль исполняли и другие выдающиеся актрисы. А Эльдар Рязанов преподносит ей еще один подарок, правда, на то время сомнительный. Расчетливая мать Ларисы из «Бесприданницы» Островского Харита Игнатьевна в авторской ленте режиссера, переименованной в «Жестокий романс». Когда картина вышла, ее не ругал только ленивый, а сейчас она считается классикой.
Проработав с Игорем Владимировым более двадцати лет, Алиса Бруновна положила конец их отношениям, и творческим, и личным. Правда, они вместе снялись в фильме «Старомодная комедия» по пьесе Арбузова, еще одной эталонной экранизации мировой драматургии. А потом в ее жизни появился БДТ, где она служит по сей день. Алиса Фрейндлих никогда не опускала планку, умудряясь даже в современном кино находить жемчужины. И сколько бы она ни получала наград, как недавнее вручение ей президентом ордена, они только в малой толике отражают ее талант.
Юлия КОНКИНА