В МАСТЕРСКОЙ СКУЛЬПТОРА
Художественный совет принял новую работу Владимира Шарапова «Екатерина Дмитриевна Гусева». Этот вопрос решался на выездном заседании непосредственно на рабочем месте скульптора – в мастерской. В окружении моделей величественных предков – Александра Суворова, Саввы Мамонтова, декабристов – первая предпринимательница Ялуторовска не потерялась.
Этот образ сразу притягивает к себе каким-то незримым магнетизмом. На вас смотрит средних лет женщина, уверенная в себе, привыкшая принимать мужские решения и отвечать за каждый шаг своим состоянием. Внешняя и внутренняя красота сочетаются с колоссальной деловой энергией. В ее взоре читаются устремленность в грядущее, ответ на грандиозные реформы Столыпина, давшие огромный толчок развитию промышленности в Сибири.
Каждая деталь вылеплена точно, в стиле того времени. В прическе, чертах лица, платье делового покроя нет ничего лишнего. Эта женщина не желает прозябать в скитах и одеваться во все черное с головы до пят. Перед нами выходец из старообрядческой семьи, соблюдающий традиции предков, но отдающий себе отчет в том, что надо жить по законам научно- технического прогресса, чтобы не остаться на обочине. Брошь на груди в виде мельничного колеса напоминает о вкладе этой женщины в историю Ялуторовска. После смерти мужа она смогла достойно вести дело Гусевых, управлять пароходами на Тоболе и осуществить грандиозный проект – построить паровую мельницу в нашем крае. Отборную крупчатку предприятие выдало в 1912 году, перед Первой мировой войной.
В те годы термин «логистика» не употребляли, но именно Екатерина Дмитриевна одной из первых среди сибирского купечества поняла важность строительства Транссибирской магистрали и сделала все возможное, чтобы северное крыло железной дороги прошло через Ялуторовск. И ее детище получило удобную транспортную развязку. Муку стали отгружать в вагонах. На мельнице были установлены новейшие вальцевые станки фирмы «Бюлер» и появилось первое в городе электрическое освещение.
Эта работа, без всякого сомнения, одна из знаковых в творческом наследии Владимира Шарапова, чьи скульптуры украшают скверы, парки и площади Ялуторовска, Тюмени, Тобольска и ряда других городов.
– Сам процесс лепки занял не так много времени, – подводит черту под очередным проектом заслуженный художник России. – Сначала пришлось окунуться в ту эпоху, изучить массу исторической литературы, всмотреться в десятки фотографий деловых женщин начала двадцатого века, понять, что они носили, как укладывали волосы. А когда сформировался образ, руки работали без устали.
Итог выездного заседания художественного совета подвел Вячеслав Смелик.
– Проект нового памятника принят всеми единогласно, без замечаний, – отметил глава города. – Определено и место, где он будет стоять на Зеленом бульваре – между Юлией Друниной и Александром Балакшиным. Будем искать источник финансирования.
…След Екатерины Гусевой потерялся в революционном 1918 году. Не найдено место ее захоронения. В 2020 году, к 100-летию окончания Гражданской войны в России, она вернется к нам в бронзе.
Справка
На изготовление модели бюста Е.Д. Гусевой ушло 50 килограммов пластилина. Следующий этап – подготовка формы для отливки в бронзе.
НА СНИМКЕ: Владимир Шарапов – последние штрихи.
Павел БЕЛОГЛАЗОВ
Валерий ПЕТРОВ /фото/