ПРОГУЛКИ ПО ГОРОДУ
На стрелке Тюменского мыса размещается внушительное по своей протяженности сооружение из красного кирпича и выразительными арочными проемами. Это бывший Гостиный двор. Современный адрес: улица Республики, 2.
МЫ СТРОИЛИ, СТРОИЛИ…
Весной 1823 года городской голова Егор Барашков получил проект двухэтажного Гостиного двора, выполненный губернским архитектором М. Малышевым. В то время шло строительство здания городской Думы, и все деньги были направлены на этот объект. Поэтому полученный проект отложили, а потом сменились требования к величине лавок. Уже другому губернскому архитектору, А. Суворову, пришлось добавлять к каждой лавке по аршину и перечерчивать проект.
Начали возводить дом только в 1839 году. Над созданием его трудились приезжие работники, тон задавали крестьяне из Нижегородской губернии Иван, Панкратий и Федор Войновы. Современники называли братьев Войновых «каменного мастерства художниками». Можно сказать, они выручили тюменцев: городская Дума приглашала на подряд местных мастеров, но желающих не нашлось.
Войновы держали марку: кирпичные работы выполнили «с большой аккуратностью, согласно со всем составленным плану и фасаду, немало от оного не отступая».
В 1844 году каменный корпус Гостиного двора украсил берег Туры. Солидный дом с двумя боковыми крыльями и обширным внутренним двором стал использоваться по торговому назначению. Другая половина здания осталась «на потом», долгое время там были деревянные лавки. Всего в Гостином дворе насчитывалось 272 лавки.
«ЭТО ЯРМАРКИ КРАСКИ»
С 1 января начиналась Васильевская ярмарка, и множество тюменцев собиралось на большой торг. Купец-меценат Николай Чукмалдин в своих воспоминаниях отмечает: «В Тюмени проживал фельдшер Загорский, иноверец, принявший православие и женившийся на русской, он торговал в лавке Гостиного двора мануфактурными товарами. Он постоянно возился с лабораторными опытами и доказывал, как из пустых и малоценных отбросов можно получить химическим путем ценные фабрикаты. Так у него постепенно возникли свечной, мыловаренный и клееваренный заводы».
Николай Чукмалдин в юности стоял за прилавком в Гостином дворе: «Зимой, несмотря на холод, доходивший иногда до 35 градусов Реомюра, приходилось мерить ткань железным аршином и пересчитывать медные деньги голыми руками, а это вело к тому, что несколько раз в течение зимы я отмораживал себе, бывало, пальцы обеих рук. И это горе было выносимо. Всего хуже и труднее было спать ночами в холодном балагане в продолжение января, когда в Тюмени открывалась Васильевская ярмарка и нужно было все это время перемещаться из Гостиного двора во временные лавки. Балаганы, где мы торговали, наружно охранялись сторожами, но так как в балаганах не было дверей, а только западни, из которых на день одна нижняя половина служила прилавком, а другая на шарнирах поднималась кверху, то и надо было ночью сторожить товар внутри, за плохо замкнутыми западнями…
В Гостином дворе было с мануфактурными товарами до двух десятков лавок, и половина их велась и управлялась женским персоналом не менее удачно, чем другая половина. У меня была истинным другом и советником вдова Татьяна Алексеевна Пеньевская, до самой смерти после мужа торговавшая кожевенным товаром. Она вела свои дела прекрасно и пользовалась общим уважением. На ее прилавке всегда лежала какая-нибудь книга духовного или светского содержания».
Каменный Гостиный двор в XIX веке свидетельствовал об укреплении купеческого сословия, подчеркивал, что Тюмень – развитый экономический город.
БЫЛИ И НЕБЫЛИЦЫ
В начале XX века торговля перебралась из этих мест на Базарную площадь (теперь это Центральная площадь). После 1904 года здание Гостиного двора перестроили, приспособили под солдатские казармы Тобольского полка и Тюменского военно-пехотного полка. Помнят эти стены и советскую школу №1 (в 30-е ее перевели в старинное здание гимназии). Долгое время в Гостином был популярный клуб офицеров, в котором устраивались танцы и показывали кино.
– В 1970-х годах по воскресеньям в первой половине дня на ул. Республики, 2 собирался клуб филателистов. Собирались как раз над главным входом в коридоре, где окна выходили на улицу Республики. Слева от него большой холл – там проводили танцы. В основном приходили любители почтовых марок и значков. А нумизматы с монетами уже появились позже, т.к. в то время начали собирать советские юбилейные монеты, когда их стали выпускать часто по разным поводам, – вспоминает доцент Тюменского индустриального университета и поэт Игорь Аркадьевич Ефимович.
В 1990-х в бывшем Гостином дворе поселился один из корпусов института культуры. Студенты рассказывают, что на уровне подсознания ощущается особая энергетика старинного здания. Поздно вечером (самое подходящее время для мистических явлений) раздаются таинственные шаги, когда никто не идет по коридору, и вроде как играют музыкальные инструменты, когда вообще аудитории пусты. Впечатлительный молодой народ, обладающий бурной фантазией, может придумать, что угодно, однако же не на всяком месте появляются призраки.
Гостиный двор стоит возле старинного кладбища, который уже несколько раз потревожили строительными работами и раскопками. И не удивительно, что про это место особо впечатлительный народ поговаривает: возле моста Влюбленных появляются призраки, они недовольны, что потревожили их души.
Другие выдумщики рассказывают исторический анекдот. Известный купец и благотворитель Николай Чукмалдин любил сочинять статьи и очерки. Вот однажды он отошел от письменного стола попить чайку, а слуга его принялся растапливать печь. Вернувшись в комнату, Чукмалдин вскричал в испуге:
– Иван! Какую ты бумагу пихаешь в печку? Не с моего ли письменного стола?
– Ну, с вашего, Николай Мартемьянович, – спокойно отвечает слуга. – Бумага ведь вся исписанная. Не стану же я растоплять печи чистой бумагой.
Часть здания Гостиного двора выходит на улицу Ленина (бывшую Спасскую). В этом месте в 1826 году случилось происшествие. У местного купца потонула в грязи лошадь.
Каменного Гостиного двора тогда еще не было, но когда он появился, все равно территория здесь не блистала чистотой. Антон Чехов, проезжающий через Тюмень на Сахалин, отмечал: «Я не ехал, а полоскался в грязи!».
Бытописатель Сибири Ипполит Завалишин, побывав в Тюмени в мае 1863 года, сокрушался, «что Гостиный не достроен и вопиет в пустыне, что лавочки и лавчонки у Гостиного и на базаре – материал для общего пожара, и когда- нибудь сожгут всю Тюмень… что попал он колесом в сияющую против Гостиного дыру единственной тут, в городе, деревянной мостовой из давно уже сгнивших плах; что кроме этого лоскута на тощем пространстве от подъема до конца лавок, саженей 30, кажись, все тюменские улицы – океан грязи с первозданной почвой. Вот те и прогресс!».
Сейчас нынешнее племя с трудом верит, что по Тюмени без резиновых сапог было не пройти…
«ОТСЛУЖУ, КАК НАДО, И ВЕРНУСЬ»
В части здания, где сейчас находится военный комиссариат Тюменской области, с 1939 по 1946 гг. размещалось Тюменское военно- пехотное училище, первые курсанты которого приняли присягу 23 февраля 1939 года. Училище было перебазировано из Таллинна. Выпускником его стал Евгений Семенович Матвеев, будущий народный артист СССР. Он оказался в Тюмени во время войны среди курсантов. Сразу после войны окончив пехотное училище, Евгений Матвеев получил от военного командования разрешение уйти из армии и стать артистом.
Бывший Гостиный двор хорошо известен мужской части населения. Отсюда отправляются на службу парни, а девчата приходят их проводить. Время пребывания в сборном пункте не более трех суток. Ребята не просто сидят за высоким забором и ждут отправки, а занимаются делом. На плацу учатся маршировать. Только что прибывшие призывники проходят тестирование в компьютерном классе, этот экзамен помогает определить оптимальный для каждого вид службы. Здесь новобранцы еще раз проходят медицинскую комиссию. Для будущих солдат организована столовая. Работает пункт круглосуточно.
Служить новоиспеченным солдатам предстоит практически во всех родах войск: в сухопутных, внутренних, воздушно-десантных и стратегического назначения.
Словом, старинное здание, выстроенное в стиле позднего классицизма, сегодня выглядит достойно и продолжает свой счастливый век.
НА СНИМКАХ: Гостиный двор – современный вид; в здании – полковые казармы, фото начала XX века.
Елена ДУБОВСКАЯ /фото и фоторепродукция автора/